В России отключают интернет. А они все равно летят: Чего боятся беспилотники
Во многих регионах введение режима беспилотной опасности сопровождается ограничением работы мобильного интернета, однако не все эксперты уверены в эффективности этой меры.
Во многих регионах введение режима беспилотной опасности сопровождается ограничением работы мобильного интернета, однако не все эксперты уверены в эффективности этой меры.
Вышел из дома – остался без интернета. С лета 2025 года это стало новой реальностью для жителей десятков регионов России. Им стало сложнее делать самые разные дела – от вызова такси и похода в магазин до работы или ведения бизнеса. Мобильный интернет теперь пропадает внезапно и на долгий срок.
Власти – с разным количеством подробностей – объясняют это требованиями безопасности. Мобильный интернет перестает работать чаще всего из-за атак БПЛА. Иногда его отключают превентивно – в преддверии или во время крупных мероприятий.
Несмотря на такое объяснение, многие граждане недовольны. Пострадал бизнес – в ряде торговых точек и пунктов выдачи заказов была парализована работа, таксисты теряли связь с клиентами, а в некоторых магазинах начали принимать исключительно наличные.
Справляться помогает введённый Минцифры "белый список", но он не закрывает все потребности, поскольку туда попадают только отечественные сайты и приложения. Не вошел в перечень, например, мессенджер "Телеграм" – особенно популярный в России.
Пользователи соцсетей уже долгое время высказывают сомнения относительно решения глушить мобильный интернет для борьбы с вражескими БПЛА. Не уверены в эффективности данной меры и многие знатоки. По словам эксперта проекта MilitaryRussia Дмитрия Корнева, беспилотники могут ориентироваться не только благодаря мобильному интернету, но и иметь автопилот:
Противник, скорее всего, знает о том, что в регионах отключают мобильный интернет, и уже пытается обойти ограничения,– отметил Корнев в разговоре с NewsNN. При этом эксперт не отрицает, что часть вражеских дронов может потерять связь из-за ограничений мобильного интернета. Кроме того, существует версия, что врага не заботит точность, ему важен сам факт запуска беспилотника по территории России, чтобы запугать население.
Управлять беспилотником можно и с помощью GPS или других спутниковых навигационных систем – русской ГЛОНАСС, китайской BeiDou, европейской Galileo. Принцип такой: спутники GPS (или другой системы) на определённой частоте постоянно отправляют на Землю данные о своем местоположении и времени. С помощью этих сигналов модуль GPS может рассчитать, на каком расстоянии от спутника он находится. Чтобы точно определить положение, нужна связь минимум с четырьмя спутниками.
Гендиректор Ассоциации "АЭРОНЕКСТ" Глеб Бабинцев заявил, что даже при отключении сотовая связь не исчезает на 100%. По его словам, русские операторы умеют работать в условиях слабого сигнала, а если это могут делать они, то противник тоже адаптируется.
Эксперт также отметил, что средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применяемые для борьбы с БПЛА, могут подавлять разные частоты, однако "даже в гражданском сегменте можно летать без связи с землёй". Бабинцев заявил, что в современных условиях связь нужна лишь для передачи задания:
Беспилотники способны преодолевать тысячи километров в спокойной обстановке. Более того, они могут летать далеко, даже если спутники или другие устройства дают сбой. Техническое зрение беспилотников развивается очень активно.
Военный корреспондент Юрий Котенок также отмечает, что пока нет ни одного свидетельства, что отключение интернета хоть как-то влияет на результативность налётов вражеских БПЛА. Тем более что отключается не всё:
Почему не расширить "белый список", включив туда более репрезентативную выборку ресурсов? Пока же больше похоже на имитацию деятельности, превратившуюся в издевательство над людьми.
Подписчик военкора отметил, что с наступлением зимы усугубилась ситуация в деревнях и сёлах, где про Wi-Fi не знают вовсе. В русской глубинке на мобильном интернете держится охрана многих домов. Сейчас, когда люди перебрались с дач в отапливаемые квартиры, участились кражи.
Возвращаемся в 90-е годы. Начали обносить дома. Пользуются тем, что интернета иногда нет по несколько суток.
Юрий Котенок в ответ задаётся вопросами: кто возместит людям утраченное имущество? И почему нельзя расширить "белые списки" хотя бы на программы "умных домов"?
Ранее на вопрос о том, эффективно ли отключать мобильный интернет при атаках украинских дронов, ответил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков:
Мы исходим из того, что это считают целесообразным наши силовые ведомства, которые отвечают за безопасность.
Он добавил, что более подробную, предметную, оценку могут дать только специалисты.
Как отмечает Котенок, на фоне победных реляций регионы продолжают страдать от отключения мобильного интернета. Получается, что на этом фронте проигрываем?