Валькирия степей Донбасса. Девушка, командовавшая бронепоездом

9 марта 1919 года в ходе ожесточённых боев за станцию Дебальцево Людмила Мокиевская была убита в ходе дуэли бронепоездов снарядом, выпущенным из орудия "белого" бронепоезда "Офицер". Ей было 23 года.

9 марта 1919 года в ходе ожесточённых боев за станцию Дебальцево Людмила Мокиевская была убита в ходе дуэли бронепоездов снарядом, выпущенным из орудия "белого" бронепоезда "Офицер". Ей было 23 года.

Наша героиня родилась в Чернигове, в семье потомственной дворянки Глафиры Мокиевской-Зубок и журналиста, члена ЦК ПСР Наума Быховского. Из-за того, что она была незаконнорожденной, ее отказались принять в казенную гимназию, поэтому мать отдала ее в частную гимназию в родном Чернигове, которую Людмила окончила с отличием и по праву считалась одной из лучших учениц.

После окончания гимназии Людмила покидает родные края и уезжает продолжать образование в Петербург, в психоневрологический институт. Здесь она подпадает под влияние идей народников и социалистов-революционеров и слывет вольнодумной. Однако учителя здесь отличались прогрессивными взглядами и это никак не сказалось на ее учебе.

В 1916-м году из-за тяжелой болезни матери она вынуждена вернуться в Чернигов, после смерти которой возвращается в Петроград для продолжения учебы. В этом же году наша героиня вступает в партию эсеров-максималистов. Эта партия являлась промежуточным звеном между эсерами и анархистами. Они требовали социализации земли, фабрик, заводов и создания "Трудовой Республики". Путь к этому они видели через террор и экспроприации к всеобщему восстанию и созданию этой самой республики.

После февраля 1917-го года они сотрудничали с большевиками и активно участвовали в событиях красного октября. К 1920 году Союз эсеров-максималистов раскололся и большая часть примкнула к РКП(б), остальных же ждала участь многих эсеров — аресты, суды, ссылки, тюрьмы и расстрелы.

Мокиевская активно участвовала в октябрьских событиях. Вступив в отряд Красной гвардии под именем Леонида Мокиевского, она штурмует Зимний. Затем, в первые месяцы взятия власти большевиками и всеобщей неразберихи, первый нарком по военным делам Н. И. Подвойский (ее земляк) отправляет Людмилу Наумовну в Екатеринослав (Днепропетровск) комиссаром по продовольствию. Это было довольно ответственное поручение, но юная революционерка с ним прекрасно справилась.

В это время рабочие Брянского завода начали строить бронепоезд и наконец создали его, во многом благодаря её поддержке, как человека ответственного и устремленного. Когда его построили, никто поэтому не возражал против назначения её на должность командира.

Мокиевская-Зубок отличалась жесткостью и отчаянием, никогда не трусила и с подчиненными вела себя подобающим командиру образом. Вот что вспоминали об этом сами бойцы бронепоезда "3-й Брянский", которым командовала Людмила Наумовна:

 — Кто мы были? Простые рабочие парни с Кайдак. Вы знаете что это такое? То-то и оно! Мы на мордобой как на праздник ходили, к нам не подступись. Чуть деньги появятся — нам весь Екатеринослав по колено.

Что и говорить, мы были не ангелы. От наших выражений, бывало, стекла дрожали. Она с нас мусор смела, не только командовала, но и лекции читала, культуру привила.

Вы посмотрите на меня: в плечах до сих пор косая сажень, рост — метр восемьдесят; а она маленькая, стройненькая, интеллигентная. Кажется, дунь неосторожно — с ног сшибешь… Ан нет! Крепкий орешек! Перемолола нас…

Первое время мы еще пробовали прикладываться к самогонке, но скоро пришлось забыть, как она и пахнет… Умела порядок навести. Мы уважали ее, гордились своим командиром, даже побаивались. Но чтобы кричать на нас, рядовых, как это делали некоторые, — этого она не знала; раз пять такое было помнится, но в бою: это не в счет…

Командующий советскими войсками Юга России, в которые входили армии Украинской, Одесской, Донецко-Криворожской и Таврической республик Владимир Антонов-Овсиенко позже вспоминал о Людмиле Наумовне:

Т. Мокиевская, командуя бронированным поездом № 3, проявила выдающиеся боевые качества. Постоянно держала команду в строгом порядке, все боевые распоряжения выполняла неукоснительно с полным самообладанием.

Но вернемся к действиям непосредственно нашей героини. Все лето разъезжая по бескрайним степям Малороссии, она прикрывает отход красных отрядов от наступающих частей германской оккупационной армии на Полтаву. Она на время заставляет остановиться кайзеровских солдат на линии Гадяч — Ромны, а потом у Ромодана. Когда же под Харьковом оказались в окружении армия и правительство ДКР, она стремительным натиском прорвала кольцо и дала возможность окруженному Совнаркому ДКР во главе с Артемом уйти на Донбасс. По поводу летних подвигов Людмилы Наумовны тот же Владимир Антонов-Овсиенко вспоминал:

Во время эвакуации ст. Ромадан штабной поезд двинулся по направлению Миргорода под прикрытием бронепоезда доблестной т. Мокиевской, до последнего задерживавшей натиск германцев. Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькову и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска. Людмила отличалась хладнокровием в боях, самоотверженностью и героизмом. Она была прекрасным примером для всей команды бронепоезда. Она умела находить верные пути к сердцам бойцов. Ее выступления перед ними всегда отличались революционной страстностью и убежденностью. Слова Людмилы были искренни, правдивы, и поэтому бойцы были преданы ей, революционному делу, за которое они боролись, и потому так высока была дисциплина на бронепоезде.

После легендарного "похода на Царицын" и участия в не менее легендарной обороне этого населенного пункта, воспетого в романе "Хождение по мукам", поврежденный бронепоезд отправили на ремонт в Нижний Новгород. Людмиле поручили новый бронепоезд, тоже под номером три, только с названием "Власть Советам". Зная ее агитаторские способности и веру в дело революции, а также непререкаемый авторитет среди команды, ее назначили еще и комиссаром этого бронепоезда.

Зимой 1919-го бронепоезд "Власть Советам" отправляют на Донбасс в распоряжении 13-й армии, под командованием командарма Кожевникова. Это были времена тяжелых боев с наступающими силами генерала Деникина. Отборные части Белой армии ожесточенно рвались к Луганску, именно на это направление и отправили Мокиевскую со своим бронепоездом. Прибыв на узловую станцию Дебальцево, Людмила в скором времени, верная своей привычке не отступать, начала натиск на наступающие белые части и 9 марта вступила в бой с белогвардейским бронепоездом "Офицер".

Разгорелся нешуточный бой. Сейчас нам трудно представить, что такое бой двух бронепоездов, это можно сравнить только что, пожалуй, с морским сражением. Но это сражение разгорелось в степях Донбасса, где спустя почти сто лет земля вновь обагрится кровью русских солдат.

Один из снарядов, выпущенных из "Офицера", попал в кабину машинистов, где в тот момент находилась Мокиевская. Это попадание не оставляло её шансов. Она умерла, едва достигнув возраста 23-х лет.

Похоронили ее в Купянске, парк в котором до сих пор носит ее имя, а в центре парка стоит обелиск с ее барельефом. А в Дебальцево, в боях за который она погибла, есть улица в ее честь и памятник, который не пострадал даже во время операции по освобождению Дебальцево от украинских оккупантов зимой 2015-го года.

Автор: Александр Матюшин, позывной "Варяг"

Новости партнеров