"Ведь я человек, Божье дитя": Выжить под обстрелами и подняться на октаву выше

"Донецк – самый обстреливаемый город в ДНР". Человеку, далекому от донбасских событий, замыленному потоком новостей, это мало о чем говорит.

"Донецк – самый обстреливаемый город в ДНР". Человеку, далекому от донбасских событий, замыленному потоком новостей, это мало о чем говорит.

Идет война, а обстрелы на войне – дело обычное. Но вы остановитесь и представьте. Если обстрелы продолжаются почти десять лет – а вы помните, что было десять лет назад? – кем надо быть, чтобы продолжать жить здесь, улыбаться друзьям, бесконечно чинить свои дома, ходить на работу, справлять свадьбы и планировать светлое будущее? Какая сила требуется здесь для жизни? И где ее взять? И кто ее даст?  

Чтобы выстоять

Это дневник жительницы Донецка Инны Федоренко. Девушка пишет о последнем обстреле поселка Октябрьский. Дневник обстрелов ей нужен, чтобы попытаться определить последовательность и логику в череде ударов и вычислить время, когда можно выйти из дома, купить продукты и заплатить по коммунальным счетам.

А может, она просто занимает себя чем-то, чтобы не сойти с ума от бессилия и страха.

"С ночи 9 и по 11 августа люди не спали, в моем доме жильцы стояли на лестничных клетках и молились, боялись, что прилет в дом. И было несколько прилетов, упали возле нашего дома, но и за нашим домом были слышны разрывы снарядов… Было ощущение, что ВСУ решили прорваться в город.  Такого не было много лет".

Утром, после очередного обстрела ночью, перебежками, прячась за стенами домов, Ирина добежала до остановки, чтобы спрятаться в рабочем офисе в центре города. В это время в очередной раз ударили ВСУ. Девушке пришлось упасть на землю и лежать так несколько минут.

"До работы я все-таки добралась… Повезло, что жива. Теперь вторые сутки в офисе. Домой ехать не то чтобы страшно, просто охватывает какой-то неконтролируемый животный ужас, так, что делается стыдно. Ведь я человек, божье дитя, и у меня есть все силы, чтобы выстоять…"

Читая ее дневники, вспоминаешь блокадный Ленинград.

Подняться на октаву выше                                             

Обстрелы – настоящий бич для населения. Никто не знает, когда упадет на твою голову. Так обрисовал ситуацию в Донецке преподаватель донецкого политеха Михаил Кураев.

С начала СВО в городе погибли более 100 жителей, около 350-ти были ранены. Большая часть погибших с окраин Донецка, но в последние несколько недель ВСУ регулярно стали бить по центральным районам города, стреляют специально по детсадам, школам и больницам.

ВСУ отыгрываются на мирных жителях, потому что российские войска продвигаются вперед.

"Они палят как одержимые. Наверное, решили стереть Донецк вместе с жителями с лица земли. Вот и вчера, 4 августа, был очередной мощнейший обстрел. Только вокруг моего дома насчитал штук пятнадцать прилетов, а потом сбился со счета. Догадался окно открыть. Не вывернуло ударной волной. А на втором этаже потолок просел, и засыпало штукатуркой соседей. Осколки от снаряда впились в лавку, пришлось отдирать, чтоб не сидеть, как на иголках".

Военная жизнь в городе изматывает постоянными обстрелами и ощущением опасности. Кто может жить в таком месте?

"Для тех, кто остался из гражданского населения, два варианта – либо сойти с ума, либо подняться сознанием на октаву выше".

Этой октавой Михаил называет особый уровень сознания, когда человек преображает сознанием, силой своей мысли страх в нечто другое, позитивное.

"Я про это читал в житиях первых христиан, которые поражали своих мучителей бесстрашием и даже невосприимчивостью к боли. Так вот, даже боль можно использовать, чтобы убрать из своего внутреннего "Я" то, что разрушает, типа страха, паники, или же мысленно направить эту силу для разрешения какой-то проблемы, задачи".

Для преображения своего страха человек должен радоваться, что с помощью этого испытания у него появилась возможность стать духовно сильнее и крепче. Затем надо загадать желание, и тогда преображенная из страха энергия даст возможность исполниться задуманному, уверен Михаил.

"Этот метод работает безотказно", - подчеркивает он.

Верите?

Хотите проверить – приезжайте в Донецк и поживите тут. Лет десять.

Когда молитва спасает

Вероника Красикова, медработник одной из донецких лечебниц, настраивает себя духовно во время обстрелов и в промежутках между ними с 2014 года. Она читает про себя молитву "Богородица Дева, радуйся".

"Читаю постоянно, мысленно про себя, когда еду в троллейбусе, стою в очереди, иногда даже когда готовлю еду. Мне так посоветовал делать мой духовник, чтобы не дать возможности страху проникать в мои мысли".

Дончанка долго думала, как выработать в себе противодействие обстрелам. Не в физическом смысле. Тут все решается просто: спрятался - выжил. А в плане душевном. Как не сломаться, выдержать, выстоять и стать крепче, как все несломленное.

"Раз перенесенный страх во время обстрела остается в душе на долгое время. Потом несколько дней в мыслях многие люди возвращаются к этому событию. А так быть не должно. Я как медик знаю, что в итоге получишь паническое расстройство, а затем могут пойти рецидивы. Я знаю очень много людей, которые в итоге боятся на улицу выйти, чтобы не спровоцировать у себя повторную панику".

По мнению Вероники, препараты здесь не помогут, а только усугубят проблему. Лучше, чтобы человек сам поборол это, своим внутренним усилием, с помощью свыше.

"Только с помощью молитвы, причастия, с Божьей помощью душа обретает гармонию… И хорошо еще, если вы найдете возможность приложиться к нашей чудотворной иконе Богородице Донецкой, которая находится в домашнем храме под Харцизском у смотрителя иконы отца Александра. Икона эта особенная, мироточивая, по себе знаю, какая помощь от  нее идет людям", - рассказала дончанка.   

Муж тоже психолог. Главное, чтобы не перебивал

В последнее время в соцсетях, а также через оператора мобильной связи «Феникс» жителям ДНР стали приходить сообщения о том, что в республике запущена бесплатная психологическая помощь пережившим обстрелы. Однако, по мнению опрошенных Новороссией жителей ДНР, пользы от такого нововведения немного.

"В ДНР в большинстве больниц имеется кабинет психолога, где можно рассказать о своих душевных проблемах. Но, знаете, мне кажется, что специалисты, которые обслуживают население не то, чтобы малокомпетентны в этом плане, они просто сами никогда не переживали это, не были под обстрелом. А я не верю тем, кто не испытал на себе, что это такое, когда по тебе бьют чуть ли не прямой наводкой. И вообще наша психология в свое время так сильно отрицала наличие души, что теперь она вряд ли научилась на нее воздействовать…" – призналась одна дончанка, пережившая обстрел.

Эта женщина по ее словам, начала просто выговариваться перед своим супругом во время приготовления пищи или работы по дому.

"И знаете, действует. Главное – чтобы тебя не перебивали…» - заметила она.

Возьмите стресс в свои руки

Большинство жителей ДНР предпочитает справляться со стрессом либо самостоятельно, либо с помощью церковных методов, не особо доверяя психологам. Так считает донецкий психолог Людмила Сенчина.

По ее словам, нет людей, которые бы не испытывали страх, тем более во время войны.

"Это инстинктивная реакция, так человек устроен. К страху нет адаптации, поэтому я считаю, что задача ВСУ, когда они стреляют по гражданским объектам, вызвать у жителей республик панический ужас. А такое бывает, только когда в определенной ситуации, в данном случае во время обстрелов, человек теряет точку опоры. Возникает паника, страх, с которым трудно справиться. Известно около десяти тысяч случаев, когда американские солдаты стрелялись после Вьетнамской войны не в силах вынести пережитые стрессы. Но гражданское население еще менее психологически подготовлено к войне".

Можно заранее подготавливать человека к стрессовым ситуациям, для этого есть специальные методики. 

"К сожалению, о такого рода подготовке для гражданских лиц мало кто думает, считается, что это нужно только военным. Но когда война длится так долго, как в Донбассе, надо давать людям специальные приемы, с помощью которых можно выходить из стрессовых состояний".

Человек в постоянном ожидании страха (обстрела) подобен чайнику с кипящей водой, у которого закрыты все отверстия. Надо выпустить пар, чтобы снять напряжение.

"Для этого подходят любые синхронные движения, созвучные текущему состоянию. Например, если вас трясет, начинайте трястись сами. То есть делайте то, что нравится, побудьте детьми. Уверяю, что через некоторое время наступит нулевое состояние безмятежности. Вспомните, Александра Сергеевича Пушкина, исследователей удивляло множество женских головок на полях его текстов. Но мало кто знает, что именно эти повторяющиеся движения помогали Александру Сергеевичу снять стресс".

Мотивация подавляет страх

Наиболее стрессоустойчивы мотивированные люди, то есть те, кто верит в Русский мир. Это мнение Марины Перегудовой, прабабушка которой приехала в Донецк (бывшую Юзовку) в 1903 году из Смоленской области.

"Мой род обосновался в Юзовке еще в 1903 году, в царское время. И я считаю, что это русская земля, и никуда отсюда не уеду. Даже если предположить невероятное, сдачу Донецка, буду партизанить".

В 2014 году Марина с несколькими женщинами ложилась под украинские БТРы возле Донецкой областной администрации.

"Мужчины спрятались в ОДА, а мы, женщины, их так спасли. Никто на нас не наехал…". С того времени, как говорит Марина, она потеряла страх.

"Реакция тела есть на обстрел, но это только тело… А в душе я спокойна, в голове все время мысль, что это моя земля", - подчеркнула она.

Самый чистый и светлый

Жизнь не вмещается  в прокрустово ложе логики. Это наблюдение более всего подходит для военного Донецка. Этот город, где жизнь и смерть, достигнув максимальной остроты, идут почти параллельно друг другу, не переставая удивлять.

Несмотря на невидимое напряжение в донецком воздухе из-за постоянных обстрелов, большинство дончан продолжают жить обычной жизнью, решать проблемы, отмечать праздники… и облагораживать город.

Каждый день с раннего утра Донецк чистят и моют. Это делают несколько сотен работников ЖКХ, в основном женщины. Ведь большинство мужчин в этой сфере мобилизованы либо пошли добровольцами на фронт.

Виктория К. пять лет как на заслуженном отдыхе, но продолжает работать в ЖЭК одного из центральных районов города. Она называет себя ассенизатором Донецка.

"Мы моем, убираем, метем для того, чтобы Донецк был чистым. Убираем битое после обстрелов стекло, осколки снарядов. Вначале психологически я боялась брать их в руки, а сейчас собираю, после одного обстрела набрала целое ведро этих осколков. Не дело оставлять их лежать на наших улицах. Это ведь смерть…", - убежденно говорит Виктория.

Город по-прежнему утопает в зелени множества садов, скверов и парков, старейший из которых – Донецкий Ботанический сад, где находится уникальная коллекция донецкой сирени, а также множество редких растений степи. Когда-то Донецк был объявлен ЮНЕСКО одним из самых благоустроенных и комфортных для жизни городов среди индустриальных мегаполисов мира.

"В Донецк стремились. Это был удивительно светлый город , уникальный среди промышленных городов мира. Заметьте, казалось бы, в таком мощном промышленном центре, и облицовка домов должна быть более темная, практичная и удобная. Но наши градостроители пошли наперекор обстоятельствам, используя светлую гамму облицовочного материала. Именно поэтому всех приезжающих всегда поражала чистота Донецка, свет, простор, множество скверов и парков с искусственными водоемами, плавно перетекавшими один в другой. Так было задумано при создании города", – рассказала старейшая жительница Донецка Лариса Полищук, много лет проработавшая начальником бюро научно-технической информации Министерства угольной промышленности СССР. Оно также находилось в Донецке.

По ее словам, и сейчас Донецк во многом сохранил облик свойственный городу в его самое золотое время, 70-е годы прошлого столетия.

Хотя город страдает от обстрелов, он не утратил свой первоначальный светлый вид. Есть в Донецке более тихие районы, например, Ботанический сад, рукотворный зеленый оазис с уникальными коллекциями растений. Одно время Ботсад, как и краеведческий музей, и старейшая городская библиотека имени Крупской, подвергся сильнейшим обстрелам, но благодаря усилиям сотрудников, а также администрации города, организовавшей восстановительные работы, опять принял свой прежний вид. Что касается  краеведческого музея, здание которого имело значительнее разрушения, в нем были произведены  масштабные строительные работы. Музей совершенно преобразился, в нем открылись новые залы, где разместилось множество уникальных экспонатов, которые раньше хранились в запасниках. И все это благодаря усилиям дончан, которые любят свой город.

Убить могут везде, но работать надо

Сотни тысяч работников сферы ЖКХ, строителей, медиков, работников торговли, сферы образования и других профессий, рискуя жизнью, продолжают выполнять свой долг в донецком тылу. Хотя само слово «тыл», по мнению донецкого водителя Василия Климова, автобус которого отправляется в очередной рейс с автостанции на Петровку (окраина Донецка), сейчас стало условным, из-за непрекращающихся обстрелов.

"Приходится одеваться по-боевому в бронежилет и каску. Убить могу везде, но люди все равно работают".

По словам водителя, дончане не задаются высокими материями насчет патриотизма, подчас и сами не могут объяснить толком,  почему, рискуя жизнями и здоровьем, продолжают делать свою работу.

"Украинцам Америка поставляет дальнобойные орудия, ими по нас и стреляют, больше хаотично. Больше всего достается Петровке, там некоторые наши водители, обслуживающие этот район, приобрели бронежилеты и каски", - поясняет  водитель использование своей экипировки.

Военную амуницию он приобрел за собственные сбережения, стоит она дорого, но что значат деньги по сравнению с жизнью. По его словам, поначалу пассажиры его автобуса, едущие на Петровку, усмехались и отпускали шутки, глядя на его воинственный вид, но теперь, когда опять усилились  обстрелы, никто ничего не говорит.

"Наоборот, говорят, что сами себе такие же латы купили бы".

Многие дончане, и особенно водители, неожиданно для себя стали верующими людьми. В городском транспорте теперь всегда можно видеть в кабине водителя висящий на цепочке крестик или небольшую иконку. Война меняет людей, как правило, в лучшую сторону, обращая к Богу.

"Без этого в Донецке не выживешь, на Него только надежда", - сказал как-то один из дончан, указывая рукой наверх.

Творческий голод по-донецки

В городе по-прежнему функционирует творческая тусовка, работают десятки клубов по интересам, объединяющие тысячи дончан.  В старейшей библиотеке Крупской таких клубов более двадцати.

По словам мастера народного творчества и вышивальщика Сергея Свитенко, работы которого были представлены на многих выставках, в том числе международных, даже те, кто ранее был далек от творчества, неожиданно ощутили небывалый  творческий голод. Сергей считает это весьма показательным примером.

Во время сильнейших январских обстрелов ВСУ в 2015 году, когда центр Донецка сотрясался от мощных раскатов, а жители прятались в подвалах, его сестра играла на пианино.

"Она не могла слышать эти ужасные звуки, и старалась их заглушить своей игрой. Я поначалу думал, что играет она для себя, но сестра пояснила, что она старается усилить гармонию пространства.  Наверное, это странно звучит, но звуки способны влиять на нас и окружение, если они гармоничны, тогда и на душе возникает гармония".

Дончанин добавил, что  сам создавал свои наиболее интересные картины во время жестоких обстрелов Донецка в 2014-15 годах.

"Меня тогда охватил творческий голод. Я сам пока не проанализировал, что это было, но я вышивал без устали по пять-шесть часов каждый день. Помню, пошел рамку заказывать через пустой город под звуки обстрелов, даже в голову не пришло, что магазин может быть закрыт, а так оно и было",- рассказ он.

По его словам, он  просто не думал об этом. Появилось какое-то наплевательское отношение к войне и обстрелам.

"Захотелось быть выше этого. Эдакий кураж. Почему-то в голове возникло  четверостишие из знаменитого стихотворения поэта  Заболоцкого. Помните… "Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде". Подумалось, что плоды творчества наших горожан подобны мерцающим искрам, которые могут рассеивать тьму,  сгустившуюся над городом", - отметил дончанин.

В городе будет уютно каждому

Одно  из самых излюбленных мест отдыха в городе -  бульвар Пушкина. К слову, самый длинный в Европе, где расположилось множество небольших уютных кафе, сверкающих в вечернее время причудливыми витринами. Теперь  бульвар по большей части пуст, а окна кафе наполовину заложены мешками с песком. Это тоже особенность новой военной реальности Донецка.

Бывший ополченец Григорий С. считает такое состояние города временным явлением.

"Город не может вечно находится в таком подвешенном положении. Война когда-нибудь закончится и Донецк вновь станет прежним, самым безопасным городом в мире, а для меня так и самым лучшим, где будет уютно каждому".

Он также рассказал, что уверен в морально-психологическом духе защитников города и победе российской армии над ВСУ.

"Мы справимся, потому что мы, донбассовцы, по сути, форпост Русского мира. И это знаете, обязывает. Русский мир – это такая махина, ничем его не прошибить, в истории полно примеров на счет того, что Россия всегда побеждала. Знаете, как ее раньше называли – Предел Богородицы, а Донбасс – часть этого Предела. И по этой самой причине все усилия врагов  нашего народа и страны всегда оборачивались против их самих. И всем, кто направлял на нас нашествия объединенной Европы под  предводительством разных фюреров, типа Гитлера или Наполеона, пора бы это уяснить", - заявил бывший ополченец.

Эти слова можно считать символичными в день освобождения Донбасса, который традиционно отмечается 8 сентября. Пожелаем же городу и его мужественным жителям всего, что принято желать в знаменательную дату – во здравие, во спасение и многая долгая лета.

9 сентября менее чем за час Вооруженные силы Украины восемь раз обстреляли северную часть Донецка из тяжелой артиллерии. Украинские боевики били по Киевскому району столицы ДНР с 10:40 до 11:25 с интервалом в 5-10 минут.

Новости партнеров