"Великий Гэтсби" Фицджеральда как кризис американской мечты. Литобзор Новороссии
Не перестаю удивляться, что Америка, при всей своей откровенной и вполне закономерной культурной убогости (а откуда там взяться культуре, собственно?) обладает реально выдающимся литературным наследием.
То, что было там написано начиная со второй половины XIX-го века и до конца века XX-го – весьма достойно. А такие писатели, как Хемингуэй и Стейнбек – настоящие титаны, равные первым лицам мировой литературы. Но сегодня речь пойдёт не о них. Книгу, которая будет у меня на обзоре сейчас, многие считают главным романом Америки. Что ж, давайте её оценим.
Френсис Скотт Фицджеральд, "Великий Гэтсби"
Сразу скажу, что это ещё одна из "книг Ватанабэ". Если что, напомню – я решил прочесть книги, которые читал главный герой романа "Норвежский лес" Мураками. И это вторая подряд, так как я собрался в очередной раз его перечитывать. Так вот, там главный герой не просто читает эту книгу – она его любимая. Соответственно, и мой интерес был к ней велик с самого начала. И могу сказать, что книга эта, как минимум, смогла меня очень сильно удивить.
Начнём с того, что про этот роман я был сильно наслышан с самого детства (ну, или, по крайней мере, с подросткового возраста). Но, при этом, я в душе не знал, о чём он. Так бывает. Причём, я не просто его не читал, но даже не смотрел фильм с Ди Каприо (теперь, стати, скорее всего посмотрю), и даже был не в курсе, что один из самых известных интернетных мемов является кадром из этого фильма.
Максимум, что я знал о сюжете, так это то, что главный герой зачем-то носил розовый костюм (такой вот он был эксцентричный). Тем не менее, некие ожидания относительно книги у меня были. Услышав прямо перед прочтением, что основной персонаж там решает прорваться в высшее общество, чтобы добиться любимой женщины, я решил, что эта книга более всего должна напоминать Лондоновского "Мартина Идена".
То есть некий социальный роман с жёсткими смыслами и общественной драмой. И отчасти я был, конечно прав. Но вот уж действительно – "отчасти". Когда до меня начало доходить, в чём там дело, то, в какой-то момент, у меня реально отвисла челюсть. Я даже представить себе не мог, что это окажется романтика. Причём, очень трогательная и очень грустная. Да, чего там – это настоящая трагедия. Неимоверно пронзительная человека и безысходная. До такой степени, что то, чем она закончилась – пожалуй, наилучший исход.
Возвращаясь к сравнению с "Мартином Иденом" могу сказать, что если он – это социальная драма с лёгким налётом любви, то здесь всё ровно наоборот. Здесь речь идёт в первую очередь о любви. Огромной и трагической, на которую была положена жизнь. И которая совершенно этого не стоила. Как оно и бывает в таких случаях практически всегда. А имеющиеся исключения, увы, только подтверждают правило.
По сюжету, некий молодой офицер (сын бедного фермера) влюбляется в девушку из высшего общества. И, как я уже говорил, он решает в это самое высшее общество пробиться. Он очень умный и очень волевой. Он идёт к цели, не считаясь с препятствиями. И он добивается своего – попадает туда, куда так рвался.
Но любовь всей его жизни уже замужем. Она не стала ждать. Более того: его дама сердца – барышня корыстная, довольно поверхностная, не особо умная и, в общем-то, пустая. Она совершенно его не достойна. Но он превратил её в идеал. Такое случается. И, увы, тоже совсем нередко. И заканчивается всё очень плохо. Трагедия заканчивается трагедией. Да и могло ли быть иначе?
Так вот, продолжая тему какого-то просто запредельного уровня трагедии в этой книге, могу сказать, что она свершено не зря оказалась так акцентированно упомянута в романе "Норвежский лес". Я вот прямо сейчас пишу и понимаю, что по уровню драмы эти две книги вполне сопоставимы. И что герой Мураками не просто так настолько проникся к герою Фицджеральда.
Почему "Великого Гэтсби" многие считают "главным романом Америки"? Ну, будем честны, до того же Стейнбека, Сэлинджера или, тем более, старины Хэма эта книга не дотягивает. Но, я полагаю, что дело тут в другом. Вопрос ещё и в том, что это не просто история фатальной любви.
Это книга о кризисе американской мечты. Той самой, что возвела в абсолют материальное благосостояние с полным игнорированием такой смешной вещи, как душа. В итоге получилось нечто яркое, красивое, блистающее, похожее на весёлый карнавал, но с, буквально, звенящей пустотой внутри. И Фицджеральд это показал.
Тем более, что дело в романе происходит в первой половине 20-х годов – времени, когда подобный "карнавальный" образ жизни достиг своего апогея. Когда пузырь будущей Великой Депрессии уже надувался, но ещё не рванул. Подобно раковой опухли, молчаливо зреющей внутри весёлого прожигателя жизни.
Именно это противопоставление материального достатка и личного счастья, на самом деле и убивает главного героя. Внутренне убивает. Потому, что, на момент случившегося в финале, он был внутренне уже полностью уничтожен. Фактически, мёртв. И вряд ли бы он "надолго задержался", даже не случись того, что случилось. Просто… не захотел бы жить. А зачем?
В том и состоит его сходство с Мартином Иденом – они оба утратили это "зачем". Могу добавить, что главная беда Гэтсби была в том, что он – хороший человек. Был бы сволочью – всё бы у него было замечательно. Но он ею не являлся, пусть его и нельзя назвать "положительным персонажем". И это, к сожалению, тоже вполне обычная вещь.
Сама книга написана довольно бодрым и вообще не тяжёлым слогом. Кроме того, книга очень атмосферная. Она буквально погружает тебя в эпоху джаза, сухого закона и 20-х годов минувшего века.
Тем не менее, не могу сказать, что меня она "зацепила". Хоть и затронула определённые струны души – не без того. Но это не говорит о том, что книга плохая. Отнюдь – она хорошая. Даже очень хорошая. А, может, и замечательная. Просто я читал её не в том настроении. И такое тоже бывает.
Но рекомендовать я её, всё-таки, буду. Ещё раз: это хорошая книга. Приятного вам чтения.
Павел Кухмиров