Виталий Даренский: Пока Польша будет спасать Галицию, Венгрия – Закарпатье, а Румыния – Буковину, Россия оформит Новороссию

Доктор философских наук, доцент Луганского национального университета им. Т. Шевченко, член Союза писателей России Виталий Даренский в интервью ИА «Новороссия» рассказал о двойных стандартах ООН по отношению к Донбассу, особенностях выборов в ДНР и ЛНР, интеграции республик Донбасса с Россией и неза

Доктор философских наук, доцент Луганского национального университета им. Т. Шевченко, член Союза писателей России Виталий Даренский в интервью ИА «Новороссия» рассказал о двойных стандартах ООН по отношению к Донбассу, особенностях выборов в ДНР и ЛНР, интеграции республик Донбасса с Россией и незавидном будущем Украины.

ИА «Новороссия»: На днях Совбез ООН отклонил предложение России о выступлении представителей ЦИК Донбасса и призвал Москву «отменить» выборы в ДНР и ЛНР. Одновременно так называемая «мировая общественность» всяческим образом продвигает признание самопровозглашенной республики Косово. Налицо двойные стандарты. Как Вы считаете, в сложившихся условиях есть ли смысл пытаться решить проблему Донбасса через международные институты – ООН, ОБСЕ? Или может стоит России навязывать свои правила политической игры?

Виталий Даренский: Двойные стандарты или, проще говоря, лицемерие – это основной принцип западной дипломатии, особенно американской. Здесь нет ничего нового. Предложение России о выступлении представителей ЦИК Донбасса в ООН было очень талантливым дипломатическим ходом, который все это лицемерие показал наглядно. Совбез ООН показал, что ему точно так же наплевать на Минские соглашения, как и Украине. Такие ходы нужно делать почаще.

Решить проблему Донбасса через международные институты было изначально невозможно, поскольку они контролируются Западом, однако Россия очень удачно использовала ОБСЕ как инструмент нейтрализации самых наглых действий Украины. Российская дипломатия сейчас работает вообще на очень высоком уровне, но мы как-то это не ценим. Россия действительно сейчас навязывает свои правила политической игры, но это очень непросто. Минские соглашения – это фактически наши условия игры, с которыми Запад вынужден был согласиться, а Украину вообще никто не спрашивал. Другое дело, что их Украина и Запад не выполняют, но само наличие таких соглашений – это очень сильный инструмент в дипломатической борьбе.

Ситуация с Донбассом в конечном счете будет разрешаться не в сфере дипломатии и не в сфере военной, а в сфере экономической и геополитической. Деградация и саморазрушение Украины рано или поздно приведет к тому, что ее территория будет официально поставлена под международный контроль, и России достанутся территории, во много раз превышающие нынешнюю территорию ЛДНР. И пока Польша будет спасать Галицию, Венгрия – Закарпатье, а Румыния – Буковину, Россия оформит Новороссию официально на уровне международные договоров. И это будет достаточно скоро, в пределах 10-15 лет. А сейчас просто не нужно делать лишних движений.

ИА «Новороссия»: Почему выборы в Донбассе так напрягают Запад? Ведь это общепризнанный демократический институт и либеральная общественность, казалось бы, должна приветствовать их проведение?

В.Д.: По большему счету, Западу абсолютно безразлично все, что здесь у нас происходит. Заявления о наших выборах там делаются в дежурном порядке просто как формальная обязанность «поддержать Украину», и не более того. В более широком плане общеизвестно, что Запад говорит о «демократии», «ценностях» и пр. до тех пор, пока это ему выгодно. И моментально о них забывает ради чисто прагматических интересов. Выборы на Донбассе не выгодны Западу потому, что сам факт их проведения разрушает миф западных СМИ о «сепаратистах» и «террористах» на Донбассе. Появятся репортажи с выборов, и не только в российских СМИ, но и в мировых. И все могут увидеть, что Донбасс, во-первых, живет нормальной жизнью, во-вторых, поддерживает власть в республиках, поскольку на выборах явка будет высокая – в разы выше, чем на Украине; и в-третьих, Донбасс развивается и не жалуется на жизнь, не клянчит кредиты и не холуйствует, как Украина. Такие реальные «картинки» весьма опасны для мировой системы «промывки мозгов», и особенно для украинского ее сегмента.

ИА «Новороссия»: Возможны ли в принципе выборы в Донбассе по украинскому сценарию с участием представителей нынешнего киевского режима?

В.Д.: Это совершенно исключено для нынешних выборов, поскольку представители Украины сразу же попадут под статью о «сепаратизме». А те выборы, которые предполагаются по Минским соглашениям, становятся все более утопическими, поскольку Украина соглашения принципиально не выполняет, а значит, этот вариант развития событий отпадает автоматически.

ИА «Новороссия»: Отношение к выборам в самом Донбассе достаточно неоднозначное. Многие, особенно в ДНР, возмущены недопуском к участию в выборах альтернативных кандидатов, имеющих достаточно большую поддержку среди народа. Как Вы считаете, почему в Донбассе пока так и не сложилась полноценная политическая система со здоровой политической конкуренцией. Или, может быть, в условиях военного положения, она и не нужна пока?

В.Д.: Да, в условиях военного положения, строго говоря, полноценной политической системы не может быть по определению. Тем не менее, она у нас есть, хотя и в ограниченных формах. Политическая система в ЛДНР имеет мобилизационный характер, и она структурирована иначе, чем в мирное время. У нас нет политических партий, но есть общественные организации, которые выдвигают активных людей в госаппарат. Однако в ДНР, действительно, сложилась нездоровая ситуация с недопуском к участию в выборах альтернативных кандидатов. Она связана с тем, что в отличие от А. Захарченко, который действительно был народным лидером и имел массовую поддержку, Пушилин ее не имеет, и при наличии альтернативных кандидатов наверняка проиграет выборы. Реально там могли бы победить Ходаковский, Пургин или Губарев, если бы им дали возможность провести нормальную предвыборную компанию. Но это могло прривести к внутреннему хаосу власти в республике – столкновению старой и новой «команд», чем могут воспользоваться внешние враги. Поэтому чтобы не рисковать, пришлось принять такое непопулярное, но вынужденное решение. Позже, конечно, придется вернуться к альтернативным выборам.

В ЛНР же ситуация намного проще: здесь население хорошо относится к Л. Пасечнику, и поэтому ему альтернативные выборы не страшны – большинство в любом случае проголосует за него.

ИА «Новороссия»: Вся предвыборная агитация в Донбассе по сути сводится к одному лозунгу – «Мы возвращаемся в Россию». В принципе, это единственно правильный политтехнологический ход, способный привлечь людей на избирательные участки. Но не кажется ли Вам, что наше возвращение в Россию затянулось, и интеграция идет не такими темпами, которые ожидались в 2014 году? С чем это связано?

В.Д.: Лозунг «Мы возвращаемся в Россию» в данный момент является эффективным, поскольку интегрирует массовое политическое сознание и прекращает всякие обывательские страхи, которые мы часто слышим: «Не отдадут ли нас обратно в Украину?». Люди пойдут на избирательные участки так же массово, как и в ноябре 2014-го, и это не зависит от лозунгов. Просто у нас здесь осталось такое население, которому небезразлична судьба республик. Кому безразлична, те давно уехали. Относительно «медленности» интеграции я не соглашусь. Политическая интеграция в смысле официального вхождения в РФ сейчас бессмысленна – это ничего не изменит в реальном положении дел, но только создаст России дополнительные проблемы в международных отношениях. А что касается экономической интеграции, то она произошла фактически еще в 2015-2016 годах и к настоящему времени практически завершилась.

ИА «Новороссия»: Сейчас лидером президентского рейтинга на Украине считается Тимошенко. Накануне она заявила, что ни о какой федерализации Украины и всеобщей амнистии для жителей Донбасса «не может быть и речи», а также пообещала вернуть ДНР и ЛНР в унитарную Украину путем экономических преобразований при финансовой поддержке Запада. Такой сценарий поддерживает и некоторая часть российской финансово-политической элиты. Есть ли шансы у подобного сценария?

В.Д.: Если бы Тимошенко сказала что-то более адекватное, то она сразу попала бы под уголовную статью о «сепаратизме». Она говорит то, что написали ее вашингтонские кураторы, а для них важно «заморозить» конфликт на Донбассе. Они наивно думают, что этот конфликт создает «проблемы» для России. Этим показано, что с приходом к власти Тимошенко ничего принципиально не изменится.

Обещание «вернуть ДНР и ЛНР в унитарную Украину» для всех очевидно своей абсурдностью, и поэтому его не воспринимают всерьез даже в самой Украине (за исключением известной прослойки неадекватных людей). Тимошенко просто повторяет риторику Порошенко. Для России сценарий «замораживания», предложенный Западом, вполне приемлем, хотя и не является наилучшим. Фактически ЛДНР уже полностью интегрированы в российскую экономику и социальную систему. Формальное пребывание в составе Украины никому не мешает, поскольку объективный процесс интеграции с Россией уже произошел. Что касается российских «элит», то вряд ли они сейчас серьезно озабочены Донбассом. Российская политика в отношении Донбасса разрабатывалась аналитическими центрами, работающими непосредственно на Президента, и мнения «элит» при этом если и играли какую-то роль, то только второстепенную.

ИА «Новороссия»: Как Вы можете оценить президентские перспективы певца Вакарчука или лицедея Зеленского? Первого готов поддержать Сорос, оба пользуются определенной популярностью среди обывателей…

В.Д.: Это стандартная технология распыления электората. Они возьмут несколько процентов и оттянут эти голоса у противников Тимошенко. Выполнят свою техническую функцию и заодно немного подзаработают. Скорее всего, потом Тимошенко возьмет их в свою номенклатуру.

ИА «Новолроссия»: Еще одна важная тема — церковный раскол. Приведут ли действия раскольников во главе с президентом Порошенко к религиозной войне. Что ожидает православных на Украине? Какие могут быть выходы из сложившейся ситуации?

В.Д.: Как мы знаем, первая попытка захвата Киево-Печерской Лавры боевиками была пресечена правоохранителями. Что будет дальше, неизвестно. Стоит отметить, что в Лавре в это время собралось много верующих, и если бы не вмешалась милиция, то была бы большая бойня с неизвестным исходом, поскольку верующих было больше, чем боевиков, и там были не одни только бабушки. Если православные будут так же активно защищаться, то власть не пойдет на то, чтобы допустить массовые побоища. Скорее всего, будут захваты отдельных храмов в селах, которые некому защитить, но Лавры и соборы захватить они не смогут.

Вероятно, что к Константинополю могут перейти несколько епископов, вроде тайного бандеровца Драбинко, – но Церковь от этого только выиграет. Это очищение, и оно, хотя и болезненно, но очень полезно. Религиозной войны в полном смысле слова быть не может – для этого ни у одной из сторон нет ресурсов. Будут локальные конфликты, захваты отдельных храмов, и все время очень напряженная обстановка. Церковь укрепляется во время гонений, хотя это тяжело, трагично и бывают человеческие жертвы. Пришло время подвига, терпения и исповедничества. Нужно выдержать. Потом, когда неонацистская власть на Украине будет уничтожена, нужно будет принять закон о неонацистских организациях – и секты раскольников запретить законодательно. Если Денисенко доживет до этого времени, то нужно будет судить его по уголовным статьям, на нем их уже «висит» с десяток.

Ну а разрыв евхаристического общения с Фанаром – это само по себе благое дело, поскольку на Константинополе с ХХ века накопилось столько канонических нарушений, что это нужно было сделать давно. А теперь они сами создали хороший повод. Никакого «вселенского» патриархата больше не существует. Хотя их и нельзя назвать раскольниками в строгом смысле слова, но наказать их давно пора. Теперь все вещи названы своими именами: Москва – центр мирового Православия, наш Патриарх – первый по чести, и это нужно принять как факт раз и навсегда. Но пока нужно терпение, терпение и еще раз терпение.

Новости партнеров