Виталий Даренский: Заявление Путина по Украине направлено на продолжение Русской весны
Президент России Владимир Путин заявил о неизбежности союза с Украиной. Насколько оправдан оптимизм российского лидера и как правильно воспринимать нынешнюю Украину ИА «Новороссия» пояснил доктор философских наук, член Союза писателей России Виталий Даренский. Тезисы, озвученные Президенто
Президент России Владимир Путин заявил о неизбежности союза с Украиной. Насколько оправдан оптимизм российского лидера и как правильно воспринимать нынешнюю Украину ИА «Новороссия» пояснил доктор философских наук, член Союза писателей России Виталий Даренский.
Тезисы, озвученные Президентом России Владимиром Путиным в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну, в нынешней ситуации, когда уже более пяти лет существует напряженная конфронтация со стороны Украины, кажутся в значительной степени неожиданными и на удивление оптимистичными. По заявлению В.В. Путина, «неизбежно строительство нормальных, дружеских, я бы даже сказал, более чем дружеских, союзнических отношений». Насколько оправдан такой оптимизм при нынешнем состоянии Украины?
В первую очередь, очевидно, что президент России в данном случае вовсе не имеет в виду самую ближайшую перспективу. Здесь все достаточно очевидно — как минимум, при президенте Зеленском Украина будет оставаться под полным контролем США и о серьезном изменении ее отношения к России говорить пока не приходится. В.В. Путин привык мыслить и высказываться стратегически, но, к сожалению, его слова часто воспринимают не совсем адекватно — думают, будто бы сказанное должно осуществиться буквально завтра же. Но в большой политике, и тем более в геополитике так не бывает. А что касается стратегической перспективы, то высказывание Президента России полностью соответствуют и прогнозам всех серьезных аналитиков, которые говорят о том, что геополитический курс Украины неизбежно поменяется в будущем.
Это произойдет после того, как Запад «выжмет» из Украины все, что ему нужно, после чего бросит ее на произвол судьбы. Собственно, это уже и произошло, но по инерции вашингтонские кураторы продолжают держать в Киеве «своего сукиного сына». Скоро это им станет просто экономически и политически невыгодно, и уже окончательно обнищавшую и обезлюдевшую Украину отправят в «свободное плавание».
А те силы, которые после этого придут к власти в Киеве сразу же бросятся за помощью к России — уже просто потому, что больше не к кому. Украина до сих пор никак не может понять, что в мире вообще никому не нужна, и даже Россия ей может помочь не столько из-за какой-то выгоды, сколько из морального обязательства перед единым с нею народом.
Во-вторых, как мы понимаем, В.В. Путин ничего не говорит просто так, но всегда имеет в виду очень большую и разнообразную аудиторию. Для «своей» аудитории он дает понять, что политика в отношении Украины никогда принципиально меняться не будет, и цели ее остаются прежними — это реинтеграция единого цивилизационного пространства. Тот же самый посыл здесь доносится и до геополитических противников — чтобы они не надеялись на то, что Украину будут «сливать» и т. п.
Очень отрадно то, что Президент России фактически впервые в своих публичных выступлениях озвучил то, о чем постоянно пишут специалисты — историки, культурологи и др. Он сказал: «Смотрите, ведь когда эти земли, которые являются ядром Украины, присоединялись к России, это всего три области были: Киев, Киевская область, северные области и южные. Никто не считал себя чем-то другим, кроме как русскими. Потому что в основе лежало что? Религиозная принадлежность. Все были православными и называли себя русскими. И они не хотели быть частью католического мира».
Здесь сказано, во-первых, о том, что в Россию сначала вошла лишь очень малая часть территорий современной Украины, а все остальное было уже к ней присоединено Россией. То есть, Украина обязана России самим своим существованием на данных территориях. Во-вторых, жители этих территорий никогда не считали себя каким-то отдельным «украинским» народом, но тоже были русскими, и в основе этого лежал фактор религиозный — все были православными. И этот фактор не в меньшей степени продолжает действовать и до сих пор. В-третьих, это единство было не просто на уровне сознания, но было единством объективным — это была своя особая цивилизация, защищавшая себя от чуждого ей мира Западной Европы. И этот объективный фактор также действует до сих пор.
Более того, хотя и в историческом контексте, но В.В. Путин прямо назвал Украину «эта часть России». Таких высказываний раньше не было по соображениям «политкорректности». Исторический контекст был очерчен Президентом следующим образом: «со временем идентичность этой части России как-то определилась, и люди имеют на это право. Это позднее начало использоваться для раскачки самой Российской империи… это, по сути, один мир, по традициям, очень многому». То есть здесь прямо сказано, что никто не мешал в Российской Империи придумывать украинскую идентичность, но она стала потом одним из факторов катастрофы 1917 года как деструктивный этнический сепаратизм. Тем не менее, мы все равно и до сих пор «один мир». В этих тезисах Президента сказано все, что нужно для адекватного восприятия Украины.
На самом деле, Украина была и остается естественной частью цивилизационного пространства Русского мира, и никакие политические пертурбации не могут повлиять на этот объективный факт. Вопрос в том, что этот факт можно использовать для развития, а можно для разрушения. Запад использует его для разрушения, искусственно противопоставляя две части Русского мира друг другу вплоть до вооруженного конфликта. При будущей реинтеграции этот факт будет использоваться позитивно, и Президент об этом говорит прямо: «у нас много общего, мы можем использовать это как конкурентные преимущества при определённых интеграционных процессах».
Пока что речь идет только лишь о восстановлении нормальных отношений и экономической интеграции — и даже этот процесс может занять около 10 лет. В более отдаленной перспективе будет происходить и политическая интеграция в единое государство. Нынешний этап истории Украины я еще лет 10 назад назвал Новой Руиной — ведь процессы бегства населения и разрухи на Украине сейчас вполне идентичны второй половине XVII века. Но за ним потом последовал славный для России век XVIII. Тот же процесс в ближайшие десятилетия повторится опять, он объективно неизбежен.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом конфликт на Донбассе может повлиять на будущее «перерождение» Украины? Безусловно, он влияет в позитивном направлении, хотя и не очень быстро. В первый момент, в 2014 году, большинство населения Украины было оболванено русофобской пропагандой, но очень скоро эта истерия прошла. В настоящее время агрессивность по отношению к Донбассу сохранилась лишь у 10-15 процентов населения Украины, то есть их оголтелая пропаганда практически уже не достигает цели.
Более того, у большинства населения Украины возникло чувство уважения к жителям Донбасса за то, что они не побоялись восстать против киевской власти, которую на самой Украине тоже все ненавидят. Тем самым, русский Донбасс стал своего рода прецедентом для русского возрождения всей Украины, которое неизбежно произойдет в будущем. В XVII веке ведь тоже сначала вырвалась из польской оккупации небольшая часть земель, как об этом и напомнил в интервью В.В. Путин. Очевидно, и в XXI веке процесс реинтеграции русских земель будет похожим.
В целом можно сказать, что в упомянутом интервью Президент России сделал ряд заявлений, которых давно ждали и которые указывают на продолжение Русской Весны, хотя и не такое скорое, как хотелось бы. Но в истории ничто серьезное не происходит быстро. Важна в первую очередь русская национальная идея и политическая воля, и мы видим, что они есть.
Виталий Даренский, докт. филос. наук, член Союза писателей России