Война в долг
На днях Кабинет министров Украины подал в Верховную Раду проект бюджета на 2019 год, который премьер-министр Владимир Гройсман с гордостью назвал «бюджетом развития страны». Издание Украина.ру разбиралось, чем гордится проемьер и как Украина будет сводить дебет с кредитом Парламентские комитеты, ес
Первый вывод, который можно сделать даже при беглом взгляде на документ, это то, что государство Украина намерено и дальше воевать, затягивая пояса рядовым гражданам. Военные расходы увеличиваются, социальные — урезаются, несмотря на то, что в год выборов именно социальные расходы правительства существенно влияют на мнение избирателей.
Общие планируемые доходы бюджета заложены на уровне 1008 млрд грн, а расходы — 1094,4 млрд грн, то есть предполагается дефицит почти в 90 млрд. Почти 40% расходов (в текущем году — 30%) — это выплаты по государственным внешним долговым обязательствам (396,3 млрд грн) и эта статья расходов может еще увеличиться до конца года. Однако и прибыльная часть бюджета тоже рассчитана с учетом новым кредитов. Проще говоря, основой экономической политики государства становится принцип беспробудного алкоголика: занять денег, а потом перезанять еще, а потом еще взять где-нибудь в долг.
«У нас есть серьезная проблема — обслуживание внешних долгов. Это вызов для украинского государства. Поэтому бюджеты 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и последующих лет будут расплачиваться за грехи прошлого», — заявил Гройсман на презентации бюджета.
В сравнении с бюджетом 2018 Кабмин Украины предполагает рост ВВП на 3%, но это на фоне экономического спада прошлых лет. Для того чтобы выбраться из экономической ямы, по мнению экономиста Виктора Скаршевского, Украине необходимо показывать рост ВВП на 8% в год. Бюджет планирует также рост доходов на 11%. Увеличение доходов планируется преимущественно за счет получения новых кредитов (около четверти доходов), повышения акцизов, например на табачные изделия на 20%, относительно больших отчислений НДС и приватизации госимущества. Что касается приватизации, то почти все прошлые проекты бюджета закладывали в документ слишком уж оптимистические прогнозы относительно этой статьи доходов. Ни разу за «пост-майданные» годы планируемые доходы от приватизации не были получены. В основном, происходит это из-за того, что активы были переоценены, а у иностранных инвесторов пока нет особых желаний приобретать какую-нибудь рухлядь за дорого в столь нестабильной стране. В этом году планировали получить прибыль от продажи Центрэнерго и НПЗ, но желающих купить их так и не нашлось. На Украине сейчас действуют 3 396 государственных предприятий, из которых прибыльных только 376. Тем не менее, планируемые доходы от приватизации стабильно завышают из года в год, чтобы показать эту бумажку МВФ со словами: «Вот, смотрите, у нас тут дебет с кредитом почти сходится, так что дайте денег». В целом же, многие из показателей проекта украинского бюджета следует воспринимать, как цифры, нарисованные исключительно для МВФ, который требует от должника увеличить доходность и сократить расходы.
Украинский экономист Алексей Кущ предполагает, что доходность бюджета придется повышать за счет роста цен. «В следующем году номинальный прирост доходов бюджета составит 11% и значит вновь три из четырех гривен поступлений в бюджет будут обеспечены за счет роста цен, а не реальной экономики», — говорит Кущ.
Прожиточный минимум планируется поднять с 61 доллара в месяц до 69, а минимальную пенсию поднять в марте 2019 с 49 до 57 долларов в месяц. С первого января также планируется повышение минимальной зарплаты на 12% (до 4173 грн). Тем не менее, реальные доходы в долларовом, а не гривневом эквиваленте, скорее всего, сократятся. Кроме того, повышение «минималки» отрежет еще большую часть украинцев от возможности получать субсидии, без реального увеличения их доходов с учетом инфляции и роста цен.
«То, что правительство указало повышение расходов в номинальных значениях, в гривне, — это еще ни о чем не говорит. Например, рост минимальной зарплаты. В гривне можно написать хоть 15 тысяч. Главное — это уровень покупательной способности и что за эти деньги можно купить. Может произойти так, что в 2019 году за 4173 грн можно будет купить меньше, чем сегодня за 3723 грн. Учитывая, что с сентября поднялась цена на газ для промышленности на 20%, скоро анонсируют рост цены на газ и для населения на 23%, а условия получения субсидий ужесточаются, то вполне вероятно, что этот сценарий может оправдаться», — утверждает экономист Андрей Новак. По подсчетам же профсоюзов, реальный прожиточный минимум на Украине даже на текущий год равняется 5,5 тыс. грн.
Инфляцию правительство планирует удержать на уровне всего 7,4%, хотя в этом году она уже на уровне почти 10%, а концу года будет около 12%. Экономист Виктор Скаршевский также предполагает, что реальные темпы инфляции и рост цен будут намного опережать планируемое повышение минимальных зарплат.
«Официальный показатель инфляции применяется для индексации прожиточного минимума и как результат — минимальных пенсий и других социальных выплат. Поэтому чем ниже заложена инфляция, тем меньше в итоге выплат. Это экономия на самых бедных», — полагает Скаршевский.
При этом, по требованию МВФ, будут безжалостно резать субсидии малоимущим на оплату услуг ЖКХ. В правительстве отмечают, что в следующем году «ожидается уменьшение затрат на предоставление льгот и жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в сравнении с текущим годом».
Расходы на оборонную сферу, согласно проекту бюджета, в 2019 году увеличатся на 31,5 млрд грн и составят в целом 210 млрд грн (почти 6% ВВП), а вопросами распределения этих средств будет заниматься ведомство Александра Турчинова, СНБО. Большую часть средств планируют пустить на модернизацию военной техники и увеличение зарплат военным, так как армия в прямом смысле разбегается. А вот увеличение зарплат учителям не предусмотрено бюджетом, как заявила на днях министр образования Лилия Гриневич. Не планирует пока правительство рассчитываться и с шахтерами, которые месяцами не получают зарплату и регулярно устраивают акции протеста.
Самое интересное в проекте бюджета — это то, что на всякого рода антикоррупционные ведомства правительство заложило 2,5 млрд грн расходов, а вот доходов в казну от борьбы с коррупцией не предполагается. Иными словами, антикоррупционные структуры становятся чем-то вроде синекуры для ряда должностных лиц, зарплату получающих без реальной отдачи. На проведение выборов в бюджет заложено 4,2 млрд грн, что почти в два раза больше, чем на выборы 2014 года.
Естественно, в ходе согласования бюджета в парламенте возникнут две противоположных тенденции: требования депутатов накануне выборов увеличить те статьи бюджета, которые МВФ как раз и требует жестко урезать, грозя не дать денег на выплату своих предыдущих кредитов. В парламенте еще не раз будут «скрещивать копья» и драться депутаты, разрываясь между двумя противоречащими в данном случае желаниями денег и власти: получить кредит МВФ и иметь возможность задобрить электорат и переизбраться.
ukraina.ru Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции