Война за контент: ИИ лишит людей работы. Первыми пострадают журналисты
В конце 2023 года появились две очень важные новости, которые буквально дополняют друг друга. И связаны они с влиянием ИИ на обыденную жизнь.
ИИ оставит людей без работы?
Газета The New York Times подала в суд на компанию OpenAI и ее основного инвестора Microsoft. По версии журналистов, разработчики чат-бота ChatGPT и ИИ-помощника Microsoft Copilot без разрешения и абсолютно бесплатно обучали свои нейросети на миллионах статей, написанных сотрудниками газеты.
Нюанс заключается в том, что The New York Times вела переговоры с компаниями по поводу сотрудничества. Однако стороны не сошлись в цене, в результате чего спор перешел в публичную судебную плоскость.
На фоне данного скандала стало известно, что Apple ведет переговоры с крупными западными СМИ для обучения своих нейросетей (недавно был представлен проект Ferret, созданный для работы с текстом и изображениями). На заключение соглашений компания потратила около 50 миллионов долларов, среди партнеров значатся издания The New Yorker и The Daily Beast, а также телеканал NBC News.
Вышеуказанные новости прекрасно характеризуют новую реальность, в которой ИИ становится обыденной частью жизнью. Проблема только в законодательном регулировании.
А есть польза?
Нельзя и игнорировать аспект влияния нейросетей на рынок труда. Внедрение искусственного интеллекта не только открыло новые профессии и направления деятельности. Оно также может привести к исчезновению или полной трансформации ряда профессий.
СМИ как раз является одной из таких сфер, причем заметнее всего это именно на Западе (хотя процессы идут и в России). Ключевой движущий фактор перемен - необходимость сокращения расходов. После нескольких лет безудержного вливания денег грянула экономическая рецессия, а поток инвестиций иссяк. В результате возникла насущная проблема удешевления бизнеса. Перед изданиями возник выбор: закрыться или адаптироваться, ужав расходы.
В 2020 году британское издание The Guardian опубликовала колонку, написанную ИИ. Спустя несколько лет нейросети пишут не только базовые новости, но и генерируют изображения для них. При этом по индустрии в США прокатилась волна сокращений.
Процессу перестройки активно способствуют и крупные IT-компании. Так, Google продвигает свой генеративный ИИ Genesis, который способен создавать новостные статьи на основе собранных данных о событиях.
Нельзя сказать, что это нравится журналистам. Но они ничего не могут этому противопоставить. Максимум - замедлить внедрение ИИ, либо пытаться использовать его в собственной работе, "приручая звёря".
Изменения неизбежны
Одним из главных событий 2023 года стала забастовка сценаристов и актеров в Голливуде. В числе их требований как раз запрет на применение ИИ. В итоге профсоюзы достигли соглашения с продюсерами, которые накладывают ограничения на использование нейросетей.
В реальности искусственный интеллект уже активно применяется в кинематографе, а забастовка позволила киностудии избавиться от слабых проектов и лишних актеров. Достаточно сказать, что в самый разгар забастовки компания Disney выпустила сериал "Секретное вторжение", в котором вступительная заставка была сгенерирована нейросетями, что вызвало крупный скандал.
При этом нейросети способны не только лишать работы, но и помогать. Так, благодаря разработкам Google ученые смогли открыть 2,2 миллиона новых кристаллов. Некоторые из них невозможно создать в лабораторных условиях, другие же могут найти применение в различных сферах.
Возвращаясь к СМИ: внедрение ИИ в журналистику является не только проблемой, но и возможностью высвободить ресурсы для создания интересных материалов и улучшения их качества. В частности, речь идет о комплексных расследованиях и статьях, тогда как рутинный поток будет отдан на откуп нейросетям. Собственно, именно так сейчас и развивается ситуация - ИИ занимается примитивными короткими новостями, сборками и оптимизацией поисковых запросов.
Именно поэтому пока некоторые издания решили судиться с IT-гигантами, другие заключают соглашения. Потому что кто-то останется на обочине, тогда как другие уйдут в будущее. Может быть, не очень светлое, но определенно осязаемое и даже в целом понятное.