Вячеслав Сальников: Как преодолеть раскол православного мира?
Осуществляемые в последнее время т.н. Вселенским (константинопольским) патриархатом действия (поддержка абхазских раскольников, аннулирование указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, снятие анафемы, наложенной РПЦ на киевского «патриарха» Филарета, и подготовка томоса
Исторически и географически эта цивилизация зародилась в Римской империи, принявшей христианство и сделавшей его государственной религией. После раскола Церкви на западную – католическую и восточную – православную она локализовалась в Византийской империи, выполнявшей миссию «Катехона» – Удерживающего (2 Фесс.2:7) мир от апостасии – отступления от Христа с последующей погибелью…А после того как византийский «второй Рим», подписавший ферраро-флорентийскую унию, пал под натиском «агарян» — турок-османов, эту миссию взяло на себя Русское (Московское) государство – «Третий Рим» – единственное из православных государств, сохранившее независимость.
Юридически закрепить в системе православного канонического права это новое положение Москвы попытался патриарх Никон, считавший, что московский патриарх должен занять место отпавшего от Церкви римского архипастыря в пентархии – системе управления Православной Церковью, восходящей еще ко временам Римской империи, согласно которой решение наиболее важных вопросов находилось в совместном ведении римского, константинопольского, александрийского, антиохийского и иерусалимского патриархов.
Именно в период патриаршества Никона произошло воссоединение Малороссии с Русским Царством, и активно обсуждалось освобождение Константинополя и вообще всех единоверцев из-под власти мусульман и католиков. Именно это было главной причиной его церковных реформ – приводящих русские церковные обряды в соответствие с греческими… Какова была бы мировая история – если бы его планы реализовались! Не было бы ни цезарепапизма «петербургского периода», ни трагедии 17 года, к которой привели обессмысленные отказом от освобождения Константинополя «церковные реформы» 17 века…
Эти величественные планы патриарха Никона не осуществились, в том числе и благодаря действиям Восточных Патриархов, сыгравших свою негативную роль при лишении Никона патриаршего титула на церковном соборе 1666 года… Уже в те далекие времена наметилась тенденция отказа ряда православных церквей, особенно на территории государств, захваченных иноверцами, от катехонической миссии Удерживающего – от того, что потом получит название православной цивилизации. Их клирики, ограничившись требоисполнительством, согласились с предложенным их церквам статусом православных гетто и ролью орудия в руках иноверных властей – турецких султанов, а потом и Вашингтона…
Что мы имеем на настоящий момент? С одной стороны мы видим возрождающуюся Россию, пусть с трудом, но восстанавливающую свою имперскую мощь, чья Церковь, активно влияя на власть и общество, воссоздает порушенные отступлением от канонических норм основы православной цивилизации.
С другой стороны, налицо стремительное распространение апостасийных процессов, когда некогда православные страны допускают однополые браки, вступают в НАТО и включаются в развязанную нашими геополитическими противниками русофобию…
Вызывает справедливое возмущение, что это происходит благодаря пассивности или даже враждебной активности их церквей, согласившихся на статус православных гетто и роль орудия в богоборческих руках.
Особенно в этой лжемиссии преуспел Константинопольский патриархат, претендующий на командные высоты во Вселенском православии, опираясь на поддержку США, стремящихся к глобальному доминированию, чему объективно препятствует Россия.
Этим во многом и объясняются последние враждебные выпады Константинополя в отношении Русской Православной Церкви и дружественных ей церквей, посягательства на их канонические территории и поддержку раскольников. Таким образом, создается внутрицивилизационный разлом, мешающий возрождению единой православной цивилизации в пространстве православного мира как альтернативы цивилизации безбожного Запада.
Отсюда наша задача – продолжать цивилизационную геополитическую катехоническую миссию Москвы как Третьего Рима, Удерживающего мир от апостасии. Быть стойкими в вере и поддерживать всех, кто не хочет покоряться Князю мира сего… А для этого нужны и молитва, и верно сказанное слово, и дипломатия, а если потребуется, то и сила оружия…Ибо нет больше той любви, когда кто положит душу свою за други своя (Ин 15:13). И именно этим мы отличаемся от тех православных, кто отказался от следования идеям Катехона, и поэтому находится от нас по другую сторону баррикад…
Сальников Вячеслав, кандидат исторических наук, г. Воронеж