Выстоять вопреки: как живёт освобождённый Светлодарск

Долгие восемь лет Светлодарск ждал освобождения, оказавшись под украинской оккупацией после Дебальцевского котла, за пределы которого тогда ещё ополчению не дали наступать подписанные в Минске соглашения. Сегодня город вернулся в Россию, выбор в пользу которой сделал ещё в далёком 2014-м, и по мере того, как сдвигается линия фронта, начинает возвращаться к нормальной жизни. Военный корреспондент ИА "Новороссия" побывал в Светлодарске и узнал, как идёт возрождение и с какими трудностями сталкиваются местные жители.

Долгие восемь лет Светлодарск ждал освобождения, оказавшись под украинской оккупацией после Дебальцевского котла, за пределы которого тогда ещё ополчению не дали наступать подписанные в Минске соглашения. Сегодня город вернулся в Россию, выбор в пользу которой сделал ещё в далёком 2014-м, и по мере того, как сдвигается линия фронта, начинает возвращаться к нормальной жизни. Военный корреспондент ИА "Новороссия" побывал в Светлодарске и узнал, как идёт возрождение и с какими трудностями сталкиваются местные жители.

Уже не свои

В дороге на Светлодарск не сразу узнаёшь фронтовой путь: на первый взгляд кажется, что приходится пробираться обычной просёлочной разбитой дорогой, коих много уже довелось повидать. Ситуация начинает играть свежими красками в тот момент, когда водитель, знающий местность, объезжая неловко очередную яму, словно оправдываясь за то, что цепляет её, поясняет: далеко на обочину лучше не съезжать – можно нарваться на мину, заботливо оставленную украинскими вояками.

Ещё несколько минут в пути, и картина меняется полностью: несколько единиц сгоревшей бронетехники, грузовой автомобиль, несколько легковых, видимо, подорвавшихся на собственных же минных заграждениях. Организовать сопротивление на этом участке линии фронта врагу не удалось: отступали поспешно, фактически, спасались бегством.

Светлодарск, как рассказывают местные жители и глава военно-гражданской администрации, российским войскам удалось взять с наименьшими последствиями с точки зрения города. Это не было похоже на Мариуполь, Артёмовск или Марьинку с Авдеевкой. Здесь, оценив свои реальные шансы и перспективы, киевские нацисты начали отступление, не превращая жилой сектор в линии обороны. Как результат – минимум последствий для домов и инфраструктуры.

В то же время, покуда мы передвигаемся по Су, на глаза то и дело попадаются следы войны: повреждённые жилые дома, уничтоженные социальные объекты, разбитая до основания местная гостиница, разрушенные магазины. Люди объясняют: миновать трагической участи городу не удалось, и вина за это лежит всецело на плечах украинской армии.

"На момент освобождения города повреждений многоквартирного жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры не было. Все разрушения, которые вы видите, это уже после освобождения города. И, соответственно, с западной стороны", - подтверждает Максим Козловский, глава местной администрации

При этом, как просят обратить внимание люди, ни один из обстрелов, которые они наблюдали, не нёс в себе никакого военного смысла, учитывая, что линия фронта достаточно быстро сместилась дальше. Украинская артиллерия просто накрывала город массированным огнём, не разбираясь в том, куда лягут снаряды.

Как это случается повсеместно, киевские силовики подвергали ударам город, который ещё вчера назывался "украинским", убивая людей, которых нацисты якобы "защищали". Однако всего за несколько дней ситуация стала диаметрально противоположной, и Светлодарск вдруг оказался вражеским для Киева, вместе со всем своим населением.

Самое страшное ожидало впереди

Алла, жительница Светлодарска, пережила вместе с городом все самые тяжёлые его дни. Рассказывает: вместе с мужем была здесь в 2014-2015 годах, не решилась уехать и в 2022-м.

Пережить довелось многое: постоянные обстрелы с украинской стороны, тяжёлые бои, но самое сложное началось именно после того, как киевские войска окончательно потеряли город, начав подвергать его массированным хаотичным ударам.

- Были по подвалам, бегали, прятались. Но в этот раз было очень жестоко. Страшно было, очень страшно. На даче, было, попали под обстрел с мужем. Как говорится, вовремя упали.

Ещё одна местная жительница, с которой случайно знакомимся на улице, оказалась не просто свидетельницей одного из самых чудовищных обстрелов Светлодарска, но и сама чудом выжила под украинским огнём. Женщина, которая спускается для того, чтобы набрать воды, ещё несколько месяцев назад не могла подняться с постели, так как получила многочисленные осколочные ранения при атаке вражеской артиллерии по очереди за гуманитарной помощью.

Вспоминать этот день женщина не хочет, говорит: тогда погибло немало людей, в том числе и подростки. Ей самой повезло, и она верит, что это – не её личная история, но история всего города. Через боль, трагедии, потери, но даже из самого тяжёлого положения удастся выстояться и выбраться, дабы затем – воспрянуть с новой силой.

"Сейчас уже многое сделали. Свет, вот, дали, телефоны заработали, связь есть. Воду пока можно только в подвале набрать, но обещают, что и это сделают. Продукты выдают, магазины заработали, лекарства привозят", - перечисляет женщина.

Привычные нам, естественные блага цивилизации, вернувшиеся в Светлодарск, для местного населения действительно повод для радости. Те, кому удалось пережить дни агонии оккупационного режима, буханку хлеба и бутылку воды воспринимают за счастье, ибо в самый сложный, как казалось тогда, период были брошены на произвол судьбы.

Гуманитарной помощи с украинской стороны не было, выживали люди, как могли. Готовили на улицах, на импровизированных печках, сложенных из кирпичей, держались вместе, и так ждали прихода русских войск. Печки эти, к слову, и по сей день у каждого подъезда многоквартирного дома – как напоминание о том жутком периоде.

- Русские военные – спасибо им, - говорит женщина. – Помогали всем, и сейчас помогают.

Малыми шагами – к большому будущему

С момента освобождения Светлодарска удалось сделать, действительно, многое. Это и восстановление мобильной связи, возобновление подачи электроэнергии, налаживание гуманитарной ситуации в городе. Сегодня можно смело говорить о том, что первостепенные вопросы, так называемые, критические, решены, и местная администрация при поддержке России перешла к другим задачам.

Повсеместно, продвигаясь по городу, мы наблюдаем ремонтно-восстановительные бригады, занятые ликвидацией последствий украинских обстрелов. В одном из домов несколько рабочих восстанавливают остекление, в соседнем – проводится поквартирный ремонт. Коммунальщики не оставляют без внимания и улицы.

По словам одного из сотрудников, никаких проблем с материалами, необходимыми для восстановления города, они не испытывают. Исправно платят и зарплаты бригадам, нанятым, к слову, из числа местных жителей, что решает также текущий вопрос трудоустройства.

Сдвигающаяся всё дальше линия фронта даёт надежду говорить не о текущей ликвидации последствий, но о полноценном возрождении города. Тем более, что есть, куда стремиться. Но местные жители хотят не просто вернуть то, что было, но и сделать Светлодарск ещё лучше.

- У нас был очень красивый, очень перспективный и развитый город, пусть и небольшой, - рассказывает местная жительница Алла. – Было, куда расти, но Украина просто забыла о нас. Перестала вкладывать какие-либо средства, как-то развивать город дальше. Я верю, что война сюда больше никогда не вернётся. И верю в то, что мы станем ещё лучше, краше, чем были. Очень хочется, чтобы наши дети жили в цветущем городе.

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров