Выжить или заплатить за ЖКУ: всё больше украинских пенсионеров оказывается за чертой бедности
В социальной жизни Украины есть один давний миф, который запустило государство. По-хорошему ни один житель страны в него не верит, да и само государство тоже не особенно уверенно. Но МВФ требует реформ! В том числе и касательно пенсионной системы. Вот министр социальной политики Украины Марина Лазеб
В социальной жизни Украины есть один давний миф, который запустило государство. По-хорошему ни один житель страны в него не верит, да и само государство тоже не особенно уверенно. Но МВФ требует реформ! В том числе и касательно пенсионной системы. Вот министр социальной политики Украины Марина Лазебная считает, что страна должна была перейти на накопительную пенсию ещё 16 лет назад из-за того, что «в стране были лучшие темпы экономического роста».
Неплохое оправдание собственного бессилия и безголовых менеджеров от евроинтеграции, что заправляют на Украине сейчас, не правда ли? Но Лазебная всего лишь исполнитель. Исполнителям не положено задумываться о последствиях их действий и решений. На практике накопленные средства и, следовательно, возможный размер накопительной составляющей пенсии обычно значительно ниже, чем страховой, поэтому её с большим скепсисом воспринимают в России. Накопительную пенсию отправили на «заморозку».
Но главная проблема Украины даже не в этом, а в том, что Киев не может обеспечить элементарную выплату традиционных пенсий на должном уровне! Экс-премьер Украины Николай Азаров с сожалением сравнил российские и украинские пенсии: украинцы в среднем получают примерно в три раза меньше. Если брать официальные украинские данные, то не в три, а в два, но сути это не меняет. Средняя пенсия на Украине, согласно статистике, составляет 120–130 долларов (приводим суммы в американской валюте для сравнения). При этом в 2013 году средняя пенсия на Украине достигала максимального значения за всю историю независимости страны — 180 долларов. Это в те самые периоды экономического роста, о которых ностальгирует Лазебная. Средняя пенсия в России — порядка 250 долларов.
Но понятно, что сравнивать нужно не только доллары, а цены на продукты, инфляцию, коммунальные платежи. Все социальные статьи бюджета тесно взаимосвязаны, и госпожа Лазебная не может этого не знать. Низкий уровень зарплат, соответственно, влечёт за собой низкий уровень пенсионных взносов, потому фонд не пополняется, а, наоборот, терпит убытки (совокупный долг Пенсионного фонда Украины составляет более 62 млрд гривен — свыше 2 млрд долларов). О каком-либо развитии при таких ужасающих убытках, о модернизации системы без вложения денег говорить нельзя. Вы же не кладёте в квартире новый линолеум, если у вас кругом течёт потолок?
Вы не кладёте, а украинские власти — кладут. Так как немало работоспособных украинцев сейчас выехали за рубеж на заработки, а другие ушли работать к частникам, где бухгалтерам, чтобы выжить, приходится забывать о социальных статьях, пенсионных отчислений становится всё меньше. До пандемии коронавируса на Украине зарегистрировали более 11 млн пенсионеров и всего 10,91 млн работающих граждан, которые платят пенсионные налоги. Теперь представим, как изменилась эта статистика с началом «ковидной» экономики…
Юрий Витренко последний год добивал энергетическую отрасль Украины, будучи исполняющим обязанности министра энергетики, а после увольнения государство решило не терять ценного работника и назначило его главой «Нафтогаза». Но и он способен на здравые мысли. В стране начнутся новые «тарифные бунты», если цены на газ не стабилизируются. Добавим к этому цены на все коммунальные платежи, которые завязаны на газе и энергетике. Напомним, в начале 2021 года все области Украины потрясли жёсткие митинги. Выходили уже не молодые люди, а пожилые — им просто нечем было платить коммуналку! В мае местные СМИ сообщили о том, что полмиллиона украинцев могут лишиться права на субсидии (опять перекраивают бюджет), что грозит новыми долгами по коммунальным платежам и, конечно же, протестами. Кстати, знаете, с кем судится украинское государство по поводу долгов за жильё чаще всего? С малоимущими и пенсионерами, которым отказано в субсидиях. То есть с теми, кого Лазебная хочет перевести на накопительную систему.
Россияне в месяц в среднем тратят на коммуналку около 4 тысяч рублей. Да, в Москве платят одну сумму, в Саратове — другую, а в Челябинске — третью. Но и зарплаты соответствуют ценам. Возьмём среднюю сумму в 50–60 долларов. Теперь сравним с украинскими данными. В Днепре семья из трёх человек платит за коммуналку три с половиной тысячи гривен (120–130 долларов). Примерно столько же по иронии судьбы составляет средняя пенсия по Украине. Нет, есть регионы, где платят поменьше (в Николаеве — 3000 гривен), но всё равно представить, как можно прожить с такими тарифами, довольно сложно. Это мы ещё не анализировали тарифы для жителей частных домов в сёлах, где отопление на порядок дороже. А живут там преимущественно пенсионеры, которые в долгах как в шелках. Бабе Мане откуда-то из-под Белой Церкви «Украина це Европа» только снится…
Вот поэтому украинцы стабильно каждый сезон выходят протестовать против высоких тарифов. Официальный Киев посмеивается, указывая, что в России тоже идут на митинги — за Навального. На деле же обычные украинцы с радостью готовы обменяться: вы нам — российские пенсии и тарифы и Навального в придачу. Впрочем, на Украине своих Навальных и так пруд пруди. Поэтому-то украинская экономика, напрямую зависящая от МВФ, и переведена под внешнее управление. И газ с электроэнергией дешеветь явно не будут.
Автор: Артём Бузила