Ясиноватая: Город несгибаемых железнодорожников
Прифронтовая Ясиноватая не выходит из военных сводок. День за днём Украина наносит массированные удары по городу, применяя ствольную артиллерию и РСЗО. День за днём Ясиноватая живёт сводками разрушений и жертв, и вместе с тем – верой в то, что совсем скоро этот ад закончится. В эпицентре внимания остаётся Мариуполь, поэтому появление журналиста вызвало большое внимание местных жителей. "Вы только расскажите всем, что у нас здесь творится!" – просят они. И я выполняю это обещание.
Город железнодорожников
Ясиноватая – город воинской славы, и вместе с тем известен издавна как город железнодорожников. Так сложилось, что железнодорожная тема однажды ворвалась в мою жизнь и с тех пор следует неразрывно рядом. И за это время мирную, казалось бы, профессию удалось познать с самых разных сторон, и в первую очередь – с героической.
Десятки сотрудников продолжали выходить на работу в самые тяжёлые дни не только для Донецкой железной дороги, но и для всей республики, когда перспектив не было даже на горизонте. Работали под прицельными ударами по станциям и переездам и продолжают работать сейчас, когда война вышла из стадии замороженного конфликта. Мужчин на ясиноватской станции сегодня почти не встретить: большинство из них, сменив форменную одежду на форму армейскую, с оружием в руках на передовой: сражаются, несут потери, но не отступают. А женщины не только не дали застыть железной дороге, но и открыли для себя немало новых фронтов: рабочих и военных.
Мария – сотрудница железнодорожной станции в Ясиноватой. В своей семье она не первая в этой профессии, а потому выбор для неё был осознанный, и тем больше её любовь к делу. В Ясиноватую она попала из Донецка в военные годы и признаётся: быстро полюбила и новое рабочее место, и сам город.
"Сам город, в принципе, небольшой, но пару раз мне удавалось заблудиться. Тихо, уютно и комфортно, этим и влюбил в себя. А моя бескрайняя железная дорога – большая часть этого города, кстати, и крупный железнодорожный узел ДЖД", – рассказывает Мария.
По её словам, несмотря на серьёзные повреждения инфраструктуры в ходе боёв 2014-2015 годов, станция не только продолжила свою работу, но и наращивала объёмы в этих непростых для себя условиях, пока война не вспыхнула с новой силой, погрузив город под град украинских снарядов.
Именно через ясиноватскую станцию ещё недавно пролегала "короткая" дорога из Донецка в город и дальше, на Горловку. Сегодня вместо привычных железнодорожных пейзажей здесь следы свежих попаданий, груды кирпича и битого стекла и пустота на переезде: сокращать путь гражданские машины по этой дороге не рискуют. И, тем не менее, люди в форменной одежде ДЖД снуют вдоль путей, выполняя повседневную работу и словно не зная опасности. О них Мария говорит то с улыбкой, поражаясь их бесшабашности, то серьёзно, отмечая неподдельное мужество.
"Мои коллеги, мои сотрудники – это героические люди. Ходить на работу под обстрелами, периодически спускаться в убежище, при этом ещё шутки шутить, ходить пешком на работу из Макеевки до Ясиноватой, потому что добраться по-другому не было возможности, ходить по парку станции, осматривать поезда, формировать поезда в то время, когда над головой пролетает снаряд…"
Несгибаемый характер железнодорожников, которые овеяли себя славой ещё с Великой Отечественной войны, с периода восстановления Донбасса, а теперь и в годы войны с украинским нацизмом, чувствуется в каждом дыхании этого города. В том, как он живёт и как справляется с тем вызовом, который бросил ему враг.
"Авдеевку побыстрее взять!"
Сегодня основное внимание журналистов и СМИ приковано к Мариуполю. После освобождения Волновахи именно здесь развернулись основные события на Донбасском фронте. Продвижения на Ясиноватском направлении пока нет, однако общая ситуация здесь оттого и хуже: враг, занимая прежние рубежи, наносит один удар за другим.
Обломки ракет РСЗО лежат едва ли не на каждом шагу. Звук битого стекла под ногами быстро становится привычным здесь. И вскоре, оставив машину в центре города и продвигаясь дальше пешком, я привыкаю к нему как к чему-то естественному. И, как только это происходит, хруст под ногами исчезает. Осматриваюсь.
Несколько человек из коммунальной службы, вооружившись мётлами, расчищают тротуар. Сметают стекло и кирпичную крошку, которая сыпалась со стены жилого дома. Работают спокойно и не торопясь, а неподалёку помогают им в этом местные жители. Всё это происходит под очередной залп со стороны украинских позиций, на который оперативно реагирует артиллерия армии ДНР: завязывается дуэль. Впрочем, это не смущает местных жителей, которые поставили перед собой чёткую цель: навести в городе порядок.
"Магазины работают. Хлеб купить можно, кусок колбасы. Вот и живём, - рассказывают бабушки, сидящие у подъезда одного из домов. На вопрос о том, какие надежды, ответ звучит однозначный и далеко не бытовой. – Авдеевку побыстрее взять! И Красногоровку! И Марьинку! И чтоб солдат наших меньше гибло…"
Говорим по душам. Принося извинения, мои собеседницы переходят на эмоциональную речь, описывая, что думают об украинских нацистах, которые каждый день обстреливают Ясиноватую, об их идеологии и мотивации. Ни о каком перемирии и договорённостях с Киевом здесь слышать не хотят: только полное уничтожение донбасской группировки ВСУ и нацбатов.
В разных историях у каждого человека в этом вопросе есть свой Рубикон. Для Ясиноватой, города, который сегодня как единый организм, таковым стали удары по детской поликлинике, детскому саду, городской администрации и железнодорожной станции, которая тут, наверное, для каждого – особая боль. Во всяком случае, каждый, кого спрашиваешь о последствиях очередного украинского обстрела, отдельно выделяет именно железную дорогу.
А потому и среди надежд – скорейшее становление мира, восстановление станции, а с ней восстановится и весь город, который неразрывно связан с её работой. А дальше всё будет хорошо, но сначала нужно взять Авдеевку…
В это время мимо проходит сотрудник МЧС. В руках у молодого спасателя обломки очередной ракеты, выпущенной Киевом из РСЗО. Снаряд пробил крышу и потолок верхнего этажа в многоквартирном доме и разорвался в тот самый момент, когда в комнату вошёл хозяин квартиры. С тяжёлым ранением мужчина был доставлен на операцию в Донецк, но смерть обошла его стороной. Уже позднее я узнаю, что операция прошла успешно и он в удовлетворительном состоянии.
Пока же молодой спасатель Николай помогает разгребать завалы. Это, видимо, не входит в его обязанности, но парень остался, видя состояние жены пострадавшего, и решил избавить её от созерцания остатков ракеты. Закончив с этим, он подходит ко мне.
- Ты же в Мариуполе был? – спрашивает он, и я объясняю, что о Ясиноватой тоже нужно рассказать. Спасатель несколько меняется в лице. – Да. Везде Мариуполь… А про нас журналисты что-то молчат… А у нас тут тоже… Больница, администрация, станция - ты там был? Расскажи про Ясиноватую.
Сидящие на лавочке бабушки поддерживают эту мысль. Просят рассказать о медиках, которые спасают раненых - как гражданских, так и наших бойцов, и призывают не щадить врага, который ни разу не пощадил Донбасс, и снова возвращаются к своему разговору: нужно брать Авдеевку!
Киев пытается лишить Донбасс будущего
Немного поодаль станции располагается ещё одно знаковое место: Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства. Учебное заведение с более чем полувековой историей, которое даже в годы мифической "незалежности" сумело сохранить прежние традиции образовательного процесса, выпуская ежегодно тысячи молодых специалистов.
Уже в ближайшем будущем, когда Донбасс придётся восстанавливать порой с нуля, профессии, которым обучают в техникуме, снова будут чрезвычайно востребованы, и это, кажется, как красная тряпка для быка в глазах Киева. Не дать ДНР настоящего, не дать ДНР будущего.
На входе в здание техникума меня встречает заместитель директора по хозяйственной части. Альберт Валериевич разводит руками, когда я прошу его рассказать и показать, что произошло в результате очередного обстрела. Мужчина теряется, с чего именно начать, а потому предлагает идти прямо от входа: разрушения здесь везде.
"Прямое попадание, и вот результат, – констатирует сотрудник, показывая громадную дыру в потолке, под которой до основания уничтожена одна из аудиторий. – Пойдёмте дальше, это только начало".
Почти час мы ходим по этажам и корпусам техникума, изучая последствия обстрелов начала апреля и февраля текущего года. А были удары и раньше, на протяжении всех восьми лет войны, которые в сумме своей дали убытки даже не на миллионы, а, наверное, уже на миллиарды рублей. Откуда стреляют, с каких позиций, - всё это здесь знают, потому что видят своими глазами.
На уточняющий вопрос, есть ли сомнения, что огонь ведётся со стороны ВСУ, Альберт растерянно улыбается. Для него, сотрудника техникума и жителя Ясиноватой, происходящее здесь очевидно с первого дня войны, а потому подобные вопросы неуместны и нелепы. Мы поднимаемся на крышу, и мужчина, выводя к очередной дыре в кровле, показывает, откуда ведутся постоянные обстрелы города.
"Там Авдеевка. Ну и вы же видите направление прилёта, даже с какой стороны крыша пробита".
Сотрудники техникума оказываются столь же крепкими людьми, как и весь город. Вздрагивая при очередном залпе, они с вдохновением рассказывают о том, как будут восстанавливать учебное учреждение, как будут приглашать будущих студентов и обучать их столь важным для Донбасса специальностям. Не забывая о том, что перед этим учебное заведение нужно будет ещё восстановить, этот этап воспринимают здесь как само собой разумеющееся. Знают, что поможет республика, верят в поддержку России и готовы сами своими руками возрождать каждый квадратный метр родных стен.
"Мы всю ночь с Альбертом Валериевичем провели здесь. Когда стихло – начали смотреть, что повреждено, куда прилетело, приступили к разбору завалов", – рассказывает подробности Татьяна Андреевна, директор техникума, отмечая героизм своего сотрудника.
Мужчина снова смущённо улыбается: себя единолично он героем не считает.
"Это действительно не просто Город воинской славы, я считаю, что это Город-Герой! И герой каждый его житель!" – говорит Альберт, напоминая о сотрудниках коммунальной службы и спасателях МЧС, о педагогах и медиках, о военных и, конечно же, железнодорожниках…
Победа будет за нами
Гражданский УАЗ "Патриот" останавливается на выезде из Новоазовска – фактически последнего тылового населённого пункта на Мариупольском направлении. Из салона лёгким движением выныривает хрупкая молодая девушка. В камуфляже вместо железнодорожной формы Марию сразу не узнать. Работа на станции продолжает кипеть, но теперь у неё другая миссия: доставить помощь сотрудникам, которые были мобилизованы и сегодня воюют в Мариуполе.
Железнодорожники сплотились. Бросили призыв в социальных сетях и на рабочих местах, собрав помощь для своих коллег, взявших в руки оружие. Порой, как рассказывает девушка, приносили посылки прямо под обстрелами, неся сумки под разрывы украинских снарядов. Теперь она доставляет всё это прямо на линию фронта: на обычной гражданской машине, без бронежилета и каски, выезжая туда, куда и не каждый закованный в броню мужчина сунет свой нос. Вопросы здесь неуместны: там ждут свои. И о тех, кто на фронте, и о тех, кто поддерживает их, Мария отзывается с самыми тёплыми чувствами.
"Собирать помощь нашим мобилизованным железнодорожникам, бежать под обстрелом, чтобы передать мне сумку для ребят, - это сильно. Очень сильно", - говорит девушка.
О войне мы говорим долго и много. То, что сегодня центр Ясиноватой под прицельными ударами Украины, для неё, как и для других жителей города, не стало неожиданностью, так как подобное наблюдалось много лет подряд на протяжении всей войны в Донбассе. И сейчас, словно стараясь нагадить напоследок побольше, Киев только увеличил интенсивность огня.
Гораздо больше и охотнее люди говорят о том, каким будет их будущее. Об этом здесь думают постоянно, и сейчас, когда завершение войны как никогда близко, особенно ждут наступления мира, а вместе с тем и возможности вдохнуть в родной город новую жизнь.
"Надеемся на скорейшее окончание военных действий. И, конечно же, наши победят! Техникум восстановится, учебный процесс восстановится, набор восстановится. Будем учить детей и развиваться", – уверенно говорит Альберт Валериевич.
"С Божьей помощью у нас всё получится!" - согласна со своим коллегой директор техникума.
Мария завершает свой рассказ о железнодорожной станции, себе как её сотруднице и целом городе воинской славы и несгибаемых железнодорожников:
"Мы справимся. Я верю, что в ближайшее время город окутает аромат цветущей вишни, детский смех и радость вместо запаха крови, разрушений и горя. Держись, моя Ясиноватая!"
Автор: Георгий Медведев