100 лет назад. Революция: полный вперёд!

На фото: В.Н. Пчелин. Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП (б) 23 (10) октября 1917 года. Слева направо: сидят за столом — Г.Я. Сокольников (спиной), А. Ломов (Г.И. Оппоков, в полупрофиль), М.С. Урицкий, стоит — В.И. Ленин (в гриме), сидят за столом — Я.М. Свердлов, А.

На фото: В.Н. Пчелин. Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП (б) 23 (10) октября 1917 года. Слева направо: сидят за столом — Г.Я. Сокольников (спиной), А. Ломов (Г.И. Оппоков, в полупрофиль), М.С. Урицкий, стоит — В.И. Ленин (в гриме), сидят за столом — Я.М. Свердлов, А.М. Коллонтай, И.В. Сталин, Ф.Э. Дзержинский; стоят в правом углу — М.В. Фофанова, Л.Б. Каменев, А.С. Бубнов, Г.Е. Зиновьев, Л.Д. Троцкий. ГИМ

10 (23) октября 1917 года состоялось заседание ЦК РСДРП(б), принявшее решение о необходимости восстания. Накануне этого события Ленин, не считаясь с риском, вернулся в столицу, чтобы проповедовать немедленное восстание. "В парике, побрившись, он приходил к нам на тайные собрания", — вспоминал Лев Каменев. Это знаменитое тайное заседание происходило на квартире меньшевика Николая Суханова — в отсутствие хозяина, но при помощи его жены-большевички. О чём вероломно обманутый супруг позднее писал: "О, новые шутки весёлой музы истории! Это верховное и решительное заседание состоялось у меня на квартире… Всё это было без моего ведома".

Решая будущее страны, гости попутно пили чай и ужинали. Хозяйка квартиры подала им горячий самовар с чаем, купила немало разных угощений: сыр, масло, колбасу, ветчину, буженину, копчушки (небольшие рыбки), красную икру, солёную красную рыбу, печенье и кекс… "В промежутке пили чай с хлебом и колбасой для подкрепления сил", — вспоминал Троцкий. Вот в такой товарищеской и, пожалуй, уютной обстановке шли жаркие дебаты, которые продлились более 10 часов, хотя в них участвовали только 12 человек.

"Вопрос о восстании был поставлен ребром" (Троцкий). За восстание проголосовали 10 человек, против — двое (Григорий Зиновьев и Лев Каменев). "Это меня крайне огорчило", — говорил потом В. И. Ленин о такой позиции своих прежде наиболее близких соратников. Собрание свелось к острым дебатам между Лениным и двумя его основными оппонентами, в которые время от времени вступали и другие члены ЦК.

Л. Троцкий: "Я не берусь воспроизвести те три-четыре речи, которые произнес Ленин во время этого заседания на темы: нужно ли брать власть? пора ли брать власть? удержим ли власть, если возьмём? На те же темы Лениным было написано в то время и позже несколько брошюр и статей. Ход мыслей в речах на заседании был, разумеется, тот же. Но непередаваемым и невоспроизводимым остался общий дух этих напряжённых и страстных импровизаций, проникнутых стремлением передать возражающим, колеблющимся, сомневающимся свою мысль, свою волю, свою уверенность, своё мужество. Ведь решался вопрос о судьбе революции!.. Заседание закончилось поздней ночью. Все себя чувствовали примерно так, как после перенесения хирургической операции."

На том же заседании для подготовки и руководства восстанием впервые было избрано Политическое бюро ЦК РСДРП(б). В первое Политбюро вошли семь человек (и позднее "семёрка" членов Политбюро долгое время считалась наиболее удобным числом для работы): Ленин, Бубнов, Зиновьев, Каменев, Сокольников, Сталин и Троцкий. В тот момент это был временный орган, постоянное Политбюро было создано лишь в 1919 году. Однако впервые прозвучало это магическое словосочетание: Политбюро ЦК! Все семь советских десятилетий (за вычетом промежутка 1952-1966 годов, когда оно называлось Президиумом ЦК) именно Политбюро было олицетворением высшей власти. Никому не приходило в голову вешать в советских учреждениях подборку портретов членов Совнаркома, а портреты Политбюро были в порядке вещей до самого конца советской власти.

А о всём ходе событий, ведших к восстанию, Ленин позднее замечал: "Когда правительство Керенского… мы истрепали, можно сказать, по ниточке, испробовали, как их сажать на министерские места во всех комбинациях, заставили их проделать министерскую чехарду справа налево и слева направо, снизу вверх и сверху вниз, то оказалось, что, как они ни садились, они в музыканты не годились, и тогда они полетели, как пушинки".

Источник: ru-polit.livejournal

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров