Забудьте о кредитах: Экономисты в панике от повышения ключевой ставки Центробанком

Банк России прервал паузу в статичной ключевой ставке и повысил ее до 18%. Она оставалась неизменной с декабря 2023 года и составляла 16% годовых. Более того, финансовые власти не исключили дальнейшее ужесточения денежно-кредитной политики.

Банк России прервал паузу в статичной ключевой ставке и повысил ее до 18%. Она оставалась неизменной с декабря 2023 года и составляла 16% годовых. Более того, финансовые власти не исключили дальнейшее ужесточения денежно-кредитной политики.

"Мы будем держать ставку высокой в течение длительного времени – того времени, которое нужно, чтобы вернуть и закрепить инфляцию на цели. Если потребуется, мы не исключаем и дополнительного повышения ключевой ставки. Это отражено в обновленном прогнозе, где траектория ставки существенно повышена на ближайшие три года", – заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина.

Сумасшедший дом

Доктор экономических наук и политолог Валентин Катасонов жестко раскритиковал слова Набиуллиной, иронично подчеркнув, что его компетенций может быть недостаточно для того, чтобы дать адекватную оценку политике, которую проводит Центробанк. Также он считает, что она проводится при попустительстве либо невнимательности властей.

"Это вопрос скорее не к экономисту, а к психиатру. Мне даже сложно это комментировать. Если пожар тушат бензином и спрашивают, правильно ли они поступают, достаточно ли у них бензина, чтобы потушить пожар... Это какой-то сумасшедший дом, события, происходящие в таких учреждениях, я пока комментировать не научился. Такие действия, наоборот, только разгоняют инфляцию. И возникает вопрос: а откуда взялась инфляция? Ее создает Центральный банк и при этом делает вид, что борется с ней. В результате он лишь сильнее раздувает этот пожар. Например, по прошлому году прирост ВВП составил 3,6%. А прирост денежной массы – 20%. Кто отвечает за денежную массу как не Центральный банк? Хоть кто-нибудь спросил, "а почему у вас денежная масса приросла на 20%?" Этот вопрос часто задают экономистам, думая, что они по совместительству еще и психиатры. Хотелось бы только понять, наши первые лица государства осознают, что происходит? Если понимают и молчат, то почему? Или боятся, или играют на той же самой стороне. Версию, что они не понимают, я отвергаю, потому что там находятся не такие уж глупые люди. Это вопрос еще и политический. Про экономику тут даже нечего говорить", – заметил Катасонов.

Забудьте о кредитах

Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков, доктор экономических наук Павел Медведев в свою очередь указал, что решение о повышение ставки было не только ожидаемым, но и неизбежным.

"Набиуллина сказала все правильно, что же ей, бедной, еще говорить? Она отражает в своих словах реальную ситуацию. И пока источники пополнения необеспеченных денег не сокращаются, она должна подавлять их с помощью ставки".

С ним солидарен член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, кандидат экономических Александр Разуваев. По его мнению, для населения в высокой ставке есть определенные плюсы. Также экономист дал несколько советов гражданам России о том, как правильно распоряжаться своими средствами.

"Инфляция – главная проблема. Плюс надо защищать сбережения населения – ставки по вкладам. Также очень быстро растут зарплаты. В принципе, все в рамках ожиданий. Но мне кажется, что к концу года инфляция снизится. А ЦБ сейчас просто идет на принцип, закручивая гайки. Так или иначе, Банку России видней. А для людей ставки – превыше всего. Если у кого-то осталась валюта – поменяйте на рубли. Кстати, Мосбиржа "просыпалась" – покупайте. Если боитесь "влететь", как люди влетели с "Газпромом" или с "Русгидро", покупайте паевые инвестиционные фонды, только у хороших управляющих компаний. И самое главное – забудьте о кредитах. Надолго, если не навсегда. Хотите что-нибудь купить – машину, стиральную машину, хомячка – откладывайте деньги на счет, копите, и все будет хорошо", – подытожил Александр Разуваев.

Будет хуже?

Павел Медведев считает, что ситуация в экономике будет и дальше ухудшаться, поскольку сейчас фактически стоит на "военных рельсах". Спрос на военную продукцию сейчас высокий. Это значит, что у населения появляется больше свободных средств.

"И правительство, и президент говорят, что наша экономика растет. За счет чего? За счет машиностроения. Далее они объясняют, какого именно – за счет танков и прочей военной продукции. Если растет производство танков, то вырастает и та денежная масса, которая не обеспечена той продукцией, которую приобретают рядовые граждане. Чем больше танков сделано – тем больше денег за них заплачено. А люди, которые занимались производством, идут в магазин не за килограммом гусеницы, а за маслом и хлебом. Военпром растет, но остальные отрасли экономики стагнируют – количество масла и хлеба остается прежним. Следовательно, на каждую буханку приходится больше денег. А значит, продавцу придется поднять цены, иначе покупатели подерутся прямо в магазине", – резюмировал Павел Медведев.

 

Новости партнеров