Закат эпохи Меркель

Земельные выборы в ландтаг «свободного государства» Баварии ожидались с особым напряжением. Прогнозы показывали неблагоприятные перспективы для правящей там партии (и основного партнера ХДС в «большой коалиции») – Христианско-социального союза (ХСС). Прогнозы оправдались. ХСС потерял 10,3% голосов и

Земельные выборы в ландтаг «свободного государства» Баварии ожидались с особым напряжением. Прогнозы показывали неблагоприятные перспективы для правящей там партии (и основного партнера ХДС в «большой коалиции») – Христианско-социального союза (ХСС). Прогнозы оправдались. ХСС потерял 10,3% голосов и

Земельные выборы в ландтаг «свободного государства» Баварии ожидались с особым напряжением. Прогнозы показывали неблагоприятные перспективы для правящей там партии (и основного партнера ХДС в «большой коалиции») – Христианско-социального союза (ХСС).

Прогнозы оправдались. ХСС потерял 10,3% голосов и больше не сможет править в одиночку, как это было почти всю послевоенную историю Германии за исключением двух перерывов.

Партнёр ХДС по «большой коалиции» СДПГ потеряла на выборах в Баварии 11,2% избирателей. Социал-демократов опередила правоконсервативная «Альтернатива для Германии» (АдГ), число поданных за неё голосов в два с лишним раза превысило 5-процентный порог прохождения в ландтаг.

Сдачу позиций традиционных немецких партий под напором новых политических сил оценивают в Германии по-разному. Многие считают, что причины заключаются в неумелой политике двух баварских руководителей – председателя ХСС Хорста Зеехофера и премьер-министра Баварии Маркуса Зёдера, которые не смогли найти общий язык с Берлином и имели напряжённые отношения с Ангелой Меркель из-за беженцев. Другой причиной называют сотрудничество христианских демократов с социал-демократами, которое не нравилось многим консервативным избирателям.

Неординарный взгляд на неудачу ХСС высказал​​​ бывший руководитель группы ХСС в бундестаге Петер Рамзауэр (Peter Ramsauer). «Разрушилось наследие труда целых поколений», – написал он, имея в виду созданное тремя столпами баварского христианского социализма Францем-Йозефом Штраусом, Тео Вайгелем и Эдмундом Штойбером особое социокультурное явление, сильное национальными традициями, религиозным духом и трудолюбием.

Теперь это уходит в историю. Последние выборы в Баварии, скорее всего, означают переход в другую эпоху. На арену выходит молодое поколение, менее склонное к сохранению традиционных, в том числе религиозных, ценностей. Бывший министр-президент Баварии Эдмунд Штойбер назвал это поколение «новыми баварцами», не имеющими органической связи с ХСС. К тому же за последние 10 лет в Баварию переехало около 1.1 миллиона немцев из других федеральных земель.

Ощущение неудачи на выборах было столь сильным, что руководители ХСС не стали даже устраивать традиционную пресс-конференцию. Уныние воцарилось и в СДПГ, которую покидают последние надежды на то, что новое руководство во главе с Андреа Налес (Andrea Nahles) возродит партию. Заговорили даже о скором уходе социал-демократов с политической авансцены. Между тем Налес пытается спасти положение, угрожая выходом из «большой коалиции» и взваливая вину в поражении на партнёров. Пока это лишь риторика, но взаимоотношения партий «большой коалиции» стали сложнее. Прагматики в ХДС уже задаются вопросом, имеет ли смысл в такой ситуации растягивать сотрудничество с социал-демократами ещё на три года.

И что теперь делать баварскому ХСС? Брать в коалицию зелёных, набравших солидные 17,8%? Руководитель земельной группы ХСС в бундестаге Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) уже высказался активно против такого варианта.

Однако главный вопрос другой: что будет с Ангелой Меркель? По мнению ряда наблюдателей, основной причиной уязвимости Меркель является её позиция по Евросоюзу, над укреплением которого (и ведущей ролью Германии в котором) она неустанно работает. Между тем успехи евроскептиков, к числу которых принадлежит «Альтернатива для Германии», говорят сами за себя. А вот реакция на баварские выборы министра внутренних дел Италии и вице-премьера итальянского правительства, лидера «Лиги Севера» Маттео Сальвини: «Старая система в Европе отжила. В Баварии победили перемены, а Евросоюз проиграл. Это историческое поражение христианских демократов и социал-демкратов, в то время как наши друзья из «Альтернативы для Германии» проходят в парламент. Ариведерчи, Меркель, Шульц и Юнкер!»

Это действительно тенденция. Однако в Германии пока не связывают воедино британский Брекзит, победу итальянских евроскептиков и обозначившуюся эрозию «европейской» традиции в Германии.

После выборов в Баварии положение Ангелы Меркель осложнилось. Скажутся на её позициях и результаты предстоящих 28 октября выборов в Гессене – развитой федеральной земли с международным финансовым центром во Франкфурте-на-Майне, с крупнейшим континентальным аэропортом. Сегодня там правит коалиция ХДС и зелёных. Пять лет назад они получили 38 процентов голосов, теперь, по опросам, будет существенно меньше. И основные потери понесёт ХДС. А в таком случае внутрипартийные противники Меркель получат все основания говорить о несостоятельности её политики. Не случайно она анализировала выборы в Баварии совместно с министром-президентом Гессена Фолькером Буфье (Volker Bouffier) и уже четыре раза приезжала выступать в Гессен.

Итог политическим баталиям последних месяцев подведёт съезд ХДС в Гамбурге в декабре 2018 г. У многих наблюдателей уже нет уверенности, что Ангелу Меркель переизберут на пост председателя партии. А её отставка с поста главы ХДС будет означать и уход с поста федерального канцлера. При любом варианте развития событий эпоха Ангелы Меркель заканчивается.

Дмитрий Седов

Источник: Фонд стратегической культуры

Новости партнеров