Закон о военных программах: техника на миллиарды евро поступит во французскую армию позже, чем ожидалось
Закон о военных программах на 2024–2030 года лег во вторник, 4 апреля, на стол Совета министров Франции. Плохая новость в том, что войскам, в особенности наземным, придется ожидать дольше, чем планировалось изначально, прежде чем получить свое новое снаряжение.
Колоссальные бюджеты со многими неизвестными
В январе, поздравляя армию с Новым 2023 годом, Эммануэль Макрон объявил о бюджете в 413 миллиардов евро, выделенном под свой новый закон о военных программах, который охватывает период с 2024 по 2030 год. Министр Вооружённых сил Франции Себастьян Лекорню представил 4 апреля в Совете министров долгожданный текст, который, как он надеется, будет принят до 14 июля… дня военного парада в честь Национального праздника, Дня взятия Бастилии. Цель закона, указанная в презентации: «Позволить Франции справиться с нависшими над ней новыми угрозами и сохранить свое место среди ведущих держав мира». Подзаголовок: с учетом украинского конфликта, гегемонистских амбиций Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, обострения напряженности между великими державами и очевидной военной слабости Евросоюза, необходимость в лучшем оснащении наших вооруженных сил выглядит если не императивом, то, по крайней мере, уместной предосторожностью.
"На войне никогда нельзя отставать", — заявил в январе президент Республики на авиабазе Мон-де-Марсан.
В этом отношении Франция лишь недавно вернулась к серьезной политике в области обороны. Первый закон о военных программах, принятый при Эммануэле Макроне в 2018 году, выложил на стол бюджет в 295 миллиардов евро до 2025 года, что позволило значительно увеличить выделяемые ресурсы. Таким образом, в 2023 году военный бюджет увеличился до 43,9 миллиарда евро, к которым, несомненно, добавятся дополнительные полтора миллиарда, которые сегодня требует Лекорню для смягчения последствий инфляции и расходов на войну на Украине — против 32 миллиардов евро в 2017 году. Дорожная карта, которая была "соблюдена с точностью до евро", — утверждал Себастьян Лекорню 4 апреля в колонке "Le Parisien".
"Этот закон о военных программах позволил начать исправлять последствия пятнадцатилетнего упадка", — напоминает Марианна Лео Периа-Пенье, научный сотрудник Французского института международных отношений.
Новый авианосец
Отныне цель правительства состоит в том, чтобы достичь к 2030 году бюджет в 69 миллиардов евро, увеличивая его на три миллиарда ежегодно до 2027 года, а затем на четыре-пять миллиардов в год до 2030 года. Если вдаваться в детали, 5 миллиардов будут инвестированы в беспилотные летательные аппараты, 49 миллиардов будут выделены для обслуживания техники, - 5 миллиардов – для разведки и контрразведки, 13 миллиардов – для заморских территорий, 16 миллиардов – для пополнения и консолидации запасов боеприпасов. Правительство также пожелало сосредоточить свою политику на развитии космической отрасли (6 миллиардов евро) и киберпространства (4 миллиарда).
Новый авианосец, который заменит устаревающий «Шарль-де-Голль», также запланирован законом о военных программах на 2024–2030 годов, работы по его производству должны начаться в 2025 году, а первые ходовые испытания — к 2036 или 2037 году.
"Это будет гигант технологий и человеческих компетенций водоизмещением 75 000, целый завод на воде напичканный паром, электроникой, и ядерной энергетической ходовой установкой. Небольшой аэропорт на воде с экипажем в 2 000 моряков, с истребителями – все это будет установлено на двух мини АЭС! В мире осталось только две страны, которые умеют строить и эксплуатировать атомные авианосцы: американцы и мы", — восторгался Лекорню в "Le Parisien".
Стоимость мастодонта: 10 миллиардов евро, 5 из которых включены в нынешний закон о военных программах.
Но инфляция затрагивает не только французские домохозяйства. Из 413 миллиардов нового закона о военных программах более 7%, или 30 миллиардов евро в итоге просто покроют растущие затраты. И за этими астрономическими цифрами встает, прежде всего, вопрос о распределении этих сумм между ВВС, наземными войсками и флотом. Если на бумаге правительство обещает "обновление различной военной техники в рамках программы "Скорпион" за счет прибытия новых подключенных машин "Jagua", "Griffon", "Serval", "Mepac" и "Leclerc" — грузовиков и танков, — время их поставок растягивается, что затрудняет возможность планирования для наземных войск.
Значительные задержки
В конечном счете, из 300 бронемашин Jaguar, запланированных изначально, около сотни будут поставлены позже, чем ожидалось, как и несколько сотен "Griffon" и "Servals".
"Подобная задержка удивительна в контексте, когда президент требует, чтобы промышленники производили больше и быстрее", — удивляется Лео Периа-Пенье, в то время как исполнительная власть регулярно размахивает программой "Скорпион", в качестве доказательства современного оснащения французских войск.
Военно-воздушные силы пострадали немного меньше, но и они должны будут ждать до 2032 года, чтобы получить все запланированные 42 самолета "Rafale", которые первоначально должны были поступить на вооружение уже в 2030 году. Флоту в 2030 году придется довольствоваться лишь 3 фрегатами вместо 5, обещанных ранее.
"Все рода войск остаются в проигрыше, а наземные войска, пожалуй, чуть больше других", — анализирует исследователь.
Парадокс тем более неприятный, что, в отличие от предыдущего закона о военных программах, в 2030 году Эммануэль Макрон больше не будет президентом Франции. Таким образом, решение о поставке недостающего оборудования будет решать новый глава государства.
"Если случится кризис и правительство посчитает, что военные совсем не в приоритете, цели на 2035 год могут быть снова отложены или даже сокращены…", — считает Лео Периа-Пенье.
В Министерстве Вооруженных Сил выбирают более мягкие выражения, высказываясь в "L'Express" и "BFMTV":
"В нынешнем законе о военных программах мы ни от чего не отказываемся, но имеет место пересмотр сроков». И все же ясно одно, как подчеркивает наш специалист: «В конце десятилетия армии будут оснащены не так хорошо, как ожидалось, и поэтому ей придется ждать дольше, чем до 2030 года, чтобы достичь изначально поставленных целей"
Лу Фритель, обозреватель журнала "Марианна"
Перевод Светланы Кисилевой
Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия