Зеленский «национализировал» «Мотор Сич». «Перемога» или…
На постукраинском пространстве новая радость: президент Владимир Зеленскимй подписал указ о национализации запорожского моторостроительного завода ПАО «Мотор Сич». «Национальное достояние» не досталось китайцам. Или почти не досталось… «Перемога»? Давайте более подробно разберёмся, какие «перемоги»
На постукраинском пространстве новая радость: президент Владимир Зеленскимй подписал указ о национализации запорожского моторостроительного завода ПАО «Мотор Сич». «Национальное достояние» не досталось китайцам. Или почти не досталось… «Перемога»?
Давайте более подробно разберёмся, какие «перемоги» и «зрады» несёт решение пРезидента (после нескольких часов в штаб-квартире MI-6 — только так) Зеленского для моторостроительного завода и для постукраинского пространства.
Начать следует с того, что в «незалежной» приватизация госактивов проходит регулярно и с большим энтузиазмом, а вот национализация получается только тогда, когда в этом кровно заинтересованы американские кураторы проекта «Украина». Так было с Приватбанком олигарха и бенефициара геноцида населения Донбасса и всего постукраинского пространства Игоря Коломойского, так же теперь происходит с запорожским моторостроительным предприятием «Мотор Сич».
А начались проблемы вполне рентабельного и перспективного моторостроительного завода с вполне русским, или, как сейчас принято говорить, «пророссийским», коллективом в 2014 году. Тогда, в феврале — марте 2014 года, владелец контрольного пакета акций предприятия Вячеслав Богуслаев вместо того, чтобы поддержать «Антимайдан» и Русскую весну в Запорожье, что обеспечило бы ему выгодные многомиллиардные контракты с Россией и её Минобороны, желавшим возобновить производство тяжёлых транспортных самолётов Ан-124 «Руслан», оснащённых «моторовскими» двигателями Д-18Т, профинансировал блокпосты для «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) и поддержал госпереворот в Киеве. Вскоре после этого подконтрольный Госдепу США киевский режим ввёл запрет на поставки Минобороны России продукции двойного назначения, и вопрос с возобновлением производства «Русланов» с запорожскими двигателями потерял актуальность.
Кроме того, перепуганный Русской весной Вячеслав Богуслаев вывез значительную часть технической и технологической документации в Польшу и Литву.
«Мотор Сич» лишился многомиллиардных контрактов. Кроме того, Россия начала работы по импортозамещению и наладила выпуск вертолётных двигателей ВК-2500 на санкт-петербургском заводе «Климов», ранее переданных для освоения в производстве на «Мотор Сич». Теперь «Мотор Сич» производит двигатели ТВС-117 различных модификаций только для гражданских вертолётов.
В результате всех телодвижений Вячеслава Богуслаева, направленных на подтверждение лояльности киевскому режиму и его американским хозяевам, «Мотор Сич» постепенно потерял рентабельность и начал стабильно генерировать только убытки.
И тут появились китайцы…
Несмотря на завораживающую численность китайских ВВС и военно-транспортной авиации, есть у них одна большая проблема — отсутствие собственных современных качественных авиадвигателей с приемлемым ресурсом эксплуатации. На создание «рекордного» образца вроде WS-10 для нового истребителя J-20 знаний и умения копировать российские образцы у китайцев хватает, но обеспечить ему приемлемый для эксплуатации в строевых частях ресурс — пока нет. Российскими двигателями Д-30 КП-2 либо их китайской подделкой WS-18 оснащены китайские военно-транспортные самолёты Y-20 — аналог советского Ил-76. Главной проблемой китайских двигателей, в том числе новейших, является ресурс. Пока он ничтожно мал для интенсивной эксплуатации транспортных самолётов. Китайцы только в прошлом году стали «выпускать» свой Y-20 за пределы КНР, до того опасаясь, что вылезут проблемы достаточно сырой машины и её «клонированных» двигателей.
В свете этих проблем вполне понятен интерес КНР к одному из лидеров советского авиадвигателестроения ПАО «Мотор Сич», которое стараниями киевского режима и недальновидного собственника пришло в весьма плачевное состояние.
Китайцы, а именно Beijing Skyrizon Aviation Industry, приобрели у Богуслаева контрольный пакет акций. Вскоре после этого они получили доступ к технической документации предприятия, предвкушая создание полноценного замкнутого цикла производства и самолётов, и авиадвигателей у себя в стране. В цехах завода даже появилась китайская символика…
Казалось бы, «перемога»: и русским предприятие не отдали, и от разорения спасли, да ещё и Богуслаев выгодно конвертировал завод в миллиарды… В Поднебесной умеют «мотивировать» туземные администрации для принятия нужных решений, и процесс перехода завода в собственность китайцев продвигался, даже несмотря на глухое недовольство Вашингтона.
Но во всякой «перемоге» на постукраинском пространстве всегда присутствует «зрада», и порой процесс превращения «перемоги» в «зраду» столь молниеносный, что не все успевают его вовремя осознать…
Как только отшумела пресса по поводу «выгодной сделки», «проснулись» американцы. Они осознали, что Китай оказался на пороге создания собственных двигателей с приемлемыми характеристиками и эксплуатационным ресурсом. А это значит, что в совокупности с возможностями поддержки собственного производителя, которыми располагает Компартия Китая, в КНР начнут строить всю линейку транспортных и гражданских самолётов. В перспективе нескольких лет это означает не только закрытие внутреннего рынка КНР для самолётов Boeing, но и появление у компании глобального конкурента.
Администрация президента США Дональда Трампа, видимо, настолько поздно осознала сложившуюся угрозу, что для решения вопроса по отмене сделки была задействована сразу «тяжёлая артиллерия» — Рудольф Джулиани, очень близкий к Трампу человек, часто выполнявший его неофициальные поручения. Удивляет тот факт, что «профильные» службы не доложили президенту США о потенциальной угрозе этой сделки заблаговременно, что даёт основания заподозрить Лэнгли в определённой ангажированности в пользу Демпартии и её китайских партнёров.
Теперь, когда включился лоббистский ресурс американских компаний Boeing, General Electric и других конкурентов «Мотор Сич», китайцы уже, скорее всего, контроля над заводом не получат. Но после того как они уже успели получить доступ к технической и технологической документации, ключевым становится вопрос наличия у китайцев специалистов, которые смогут адаптировать документацию «Мотор Сич» к китайским потребностям и возможностям. Таких специалистов всегда немного, и контроль их выезда за пределы Украины становится ключевым для США и СБУ моментом сохранения статус-кво на рынке авиадвигателей. Только так можно не дать Китаю в короткие сроки адаптировать полученную научно-техническую информацию в конструкторские решения и производственные техпроцессы для собственной авиационной промышленности.
Последнее китайское предупреждение
Китайская сторона оценила ущерб от срыва сделки по ПАО «Мотор Сич» в 3,5 млрд долларов, претензии уже предъявлены Украине. Зеленский и его окружение были поставлены перед выбором: огорчить американских хозяев или выплатить китайцам 3,5 млрд долларов. Выплачивать предстоит не самому Зеленскому и его окружению, а всему населению постукраинского пространства, подконтрольного Киеву, поэтому Зеленский ожидаемо выбрал разрыв сделки и национализацию ПАО «Мотор Сич».
Китай являлся одним из важных партнёров моторостроительного завода «Мотор Сич», которому предприятие поставляло двигатели как для военно-транспортных, так и для учебно-боевых самолётов, а также ряда моделей вертолётов советского производства. Теперь будущее этих поставок под вопросом — Китай постарается заместить ненадёжного поставщика как собственными, так и российскими двигателями.
Skyrizon приготовилась к настоящей юридической войне с Киевом: компания подала несколько исков в китайские, украинские и международные суды.
И только Богуслаев остался при своих интересах и… миллиардах. Китайцам за него заплатят жители постукраинского пространства — Кабмин с помощью налогов и тарифов деньги соберёт со всех и отдаст китайцам. Просто «кинуть» китайцев у киевского режима не получится: слишком велико значение Пекина в мировой торговле и цепочках поставок.
Колония США, каковой является постукраинское пространство, не может иметь самостоятельной политики и своих интересов, если эти интересы не совпадают с интересами сюзерена. И потери киевского режима не ограничатся гражданской войной в Донбассе, разорением моторостроительного завода и выплатой компенсаций китайцам — США уже «попросили» администрацию Зеленского прекратить оружейные поставки военным Мьянмы, недавно совершившим госпереворот. Естественно, сюзерен не собирается компенсировать убытки своего вассала. «Проблемы негров шерифа не интересуют». И «просьба» эта явно не последняя.
В сложившейся обстановке выжить «Мотор Сич» может только при условии сноса проамериканского киевского режима и включения моторостроительного предприятия в производственные цепочки российской оборонки. А будет завод и весь город Запорожье входить в состав Новороссии, союзной России, или напрямую в состав Юго-Западного федерального округа, уже не так важно.
Автор: Артём Шарлай