Зеленые жертвы войны:  выживут ли леса Донбасса?

Как известно, зеленые насаждения играют одну из ключевых ролей в экологии и жизнедеятельности всех регионов. Донбасс не является исключением. Правда, степная территория Донбасса слабо ассоциируется с лесом. Правильнее было бы сказать, что Донбасс без леса — просто степь с суховеями, малопригодная дл

Как известно, зеленые насаждения играют одну из ключевых ролей в экологии и жизнедеятельности всех регионов. Донбасс не является исключением. Правда, степная территория Донбасса слабо ассоциируется с лесом. Правильнее было бы сказать, что Донбасс без леса — просто степь с суховеями, малопригодная для жизни и любой хозяйственной деятельности. Поэтому  еще с российского имперского периода принудительному озеленению этого степного региона всегда уделяли много времени и усилий. Достаточно вспомнить, что именно в Донбассе полковником Царского корпуса лесничих Виктором фон Граффом был заложен Великоанадольский лес — самый крупный в мире, созданный руками человека. А в советский период в Донбассе была создана настоящая лесная система, которая благотворно влияла на микроклимат  соседних Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областей,  вплоть до Центральной Украины. Согласно довоенным данным (на 2013 год) здесь было 208 тыс. га леса, который занимал примерно 7% территории Донецкого региона.

«Можно казать, что лесные насаждения Донбасса – это золотой фонд жизнеспособности  нашего региона. Это, во-первых, наши «легкие», потому что, сами понимаете, Донбасс – регион промышленный, с большим количеством «грязных» предприятий в области металлургии и машиностроения. Во-вторых, это щит от степных пыльных бурь, которые приносили нам до середины 80-х годов массу проблем. Существует также проблема угольной пыли. Ведь с каждого террикона ветер сдувает 10 тонн угольной пыли с радионуклидами. Чтобы поддерживать экологию региона планировалась в ближайшие 10–20 лет посадить порядка 120 тыс. га новых лесов»,  – рассказывает Светлана К, жительница Донецка, в прошлом работник лесного хозяйства.

Но киевский переворот 2014 года, и последующая за этим война, развязанная необандеровским режимом, развернула ситуацию совершенно в иную сторону. На подконтрольной Украине части Донбасса ударными темпами началась вырубка леса, под топор было пущено порядка 40 тыс. гектаров. Можно вспомнить, как в ходе последнего саммита «Украина – ЕС» президент Еврокомиссии Юнкер внезапно объявил о своей радости от того факта, что украинский президент «выразил намерение снять запрет на экспорт древесины». После этого лесная проблема в Раде публично не комментировалась. И в Донбассе с карты лесных насаждений пропали некоторые лесничества. В частности, Малиновское, Кондрашевское (Станично-Луганский район). Кременские леса, которые называли совсем недавно «легкими Донбасса», были вырезаны полностью. В Киеве не могли не понимать, что нейтрализация последствий уничтожения насаждений ляжет на плечи нескольких будущих поколений жителей Донбасса.

В свое время о тяжелейшем уроне экологии региона со стороны Украины заявлял ныне покойный глава ДНР Александр Захарченко. «В настоящее время почти не осталось леса под Славяногорском и Красным Лиманом, вырубаются реликтовые деревья», — констатировал он. К слову, понимая важность проблемы, власти Народных Республик Донбасса неоднократно пытались заставить вмешаться в ситуацию миссию ОБСЕ. Но из этого ничего не вышло.

«Сейчас масштаб экологической катастрофы Донбасса хорошо иллюстрирует тот факт, что в регион уже возвращаются те самые песчаные бури, которые отсюда отводили десятилетиями. Добавилась еще одна большая проблема — масштабные лесные пожары. И я не исключаю, что большинство этих пожаров – преднамеренный пал сухой травы. На оккупированной Киевом части Донбасса очень пострадал заповедник «Меловые горы», где растет уникальная меловая сосна. На территории заповедника еще в 2014 году расположились ВСУ, они построили там инженерные сооружения, вырубив сотни деревьев. Также там постоянно возникали пожары…», — продолжает рассказывать сотрудница лесного хозяйства.

Современная ситуация, в которой оказался лесной комплекс на временно неподконтрольной Республике территории, характеризуется достаточно сильной степенью разрушений (в том числе вследствие пожаров, последствий вооруженной агрессии со стороны Украины, незаконных вырубок, критически низких темпов лесовосстановительных мероприятий). Об этом говорится в аналитической записке Комитета по экологической политике и природным ресурсам при главе ДНР и Государственного комитета лесного и охотничьего хозяйства ДНР.

«Если посмотреть на политику киевского режима в отношении леса в целом, в частности, на масштабы вырубки, можно констатировать, что речь идет о целенаправленном уничтожении ресурса», – написано в документе.

Но война прибавила еще одну угрозу зеленым «легким» Донбасса. В окрестностях поселков подконтрольных Киеву – Андреевка (район железнодорожной станции Карань), Бахчевик, Гранитное и Чермалык Волновахскомого  района заметно поредели посадки. Объяснение этому простое — деревья рубят на дрова местные жители.

Вырубка посадок началось еще прошлой осенью, когда все готовились к зиме, а сейчас топоры самодеятельных дровосеков застучали вновь. Причина понятна: перезимовав кое-как на самостоятельно припасенных дровах, люди, очутившиеся в прифронтовой полосе, сразу взялись за подготовку к следующему отопительному сезону.

Аналогичная картина и в прифронтовых поселках на территории ДНР. «Мне надо было как-то отапливать дом – рассказывал мне местный житель прифронтовой Александровки, западной окраины Донецка. – Уголь дорого, бесплатный – не всем положен. Благо еще посадки есть. Нам, похоже, придется переходить на подножный корм», – добавил мужчина.

Вырубаются посадки и возле Макеевки: в урочище Ново-Калинова, возле бывшей Алинки. Среди жителей города ходят разные слухи. Кто-то считает, что дерево идет на сооружение блиндажей, кто-то – что дерево идет на укрепление шахт, расположенных поблизости. Однако большинство жителей города уверенны, что это дело рук местных властей.

«Теперь, похоже, придумали новую схему заработка, ведь без покровительства наших чиновников такую масштабную вырубку просто невозможно осуществить. Тем более, что эти же дрова потом открыто продаются нам же по немаленьким ценам (около 1600 рублей за кубометр). И у милиции не возникает никаких вопросов ни к лесорубам, ни к продавцам. Все довольны. С такими темпами вырубки даже те скромные посадки, существующие сейчас в городе, исчезнут полностью. А значит, и прогуляться, дыша свежим воздухом, уже будет просто невозможно», – рассказала мне Анастасия С., жительница Макеевки.

Кроме того, если вырубят все леса и посадки в округе, то сельскохозяйственные поля окажутся без защиты и также серьезно пострадают, что дополнительно ударит по местным жителям.

Действительно, из-за войны идет колоссальное уничтожение лесного богатства Донбасса, которое десятилетиями создавалось упорным трудом его жителей. Но такое разрушение зеленой экосистемы Донбасса – мина замедленного действия, и ее заложниками будут не только нынешнее, но и будущее поколение жителей Донецкого региона. Назрело урегулирование этой глобальной проблемы, пока положение дел не стало еще более удручающим.

Наталья Залевская специально для ИА «Новороссия»

Новости партнеров