Зерно за стеклянные бусы: Лаврову пришло "секретное письмо" из ООН
Предложения генсека ООН Гутерриша к России по сути возобновления зерновой сделки имеют мало общего с действительностью и даже вредны для России. Для нашей страны возвращение к подобным "договоренностям", без сомнений, будет означать новые теракты как на Крымском мосту, так и удары по городам.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш написал "секретное письмо" главе нашего МИД Сергею Лаврову, в котором предложил план действий для возобновления зерновой сделки, основные тезисы которого сообщил Bild.
В письме Гутерриш предлагает Лаврову заключить соглашение между секретариатом ООН и Россией на основе "четырех краеугольных принципов", которые помогут восстановить Черноморскую инициативу — договоренность о безопасном вывозе украинского зерна из портов Одессы, Черноморска и Южного. Как утверждает газета, эти принципы удовлетворяют всем требованиям, ранее выдвинутым Россией.
В число этих предложений вошло создание в Люксембурге "дочек" "Россельхозбанка", которые будет подключены к SWIFT. Также Гутерриш предлагает учредить специальную страховую компанию, которая будет зафрахтовывать корабли с российской продукцией и страховать их от ударов со стороны Украины. Кроме того, ООН готова стать посредником в ходе возвращения российских активов. И в завершение организация намерена содействовать в допуске русских кораблей к европейским портам.
Прекращение зерновой сделки стало важным политическим шагом со стороны России, и возвращаться к ее обсуждению стало бы для нас большой ошибкой. Ранее трехстороннее соглашение по вывозу украинского зерна осудил руководитель общества "Царьград" Константин Малофеев.
"Сделка выгодна исключительно Украине, Турции, странам Запада. Эти государства благодаря украинскому зерну снижают у себя цены и хвастаются заботой о беднейших странах. В этом нет ни выгоды, ни чести для России", — написал он в своем телеграм-канале.
Предложения ООН, возможность их исполнения, а также позицию России в вопросе возобновления зерновой сделки в беседе с Новороссией прокомментировал экономист, писатель Дмитрий Лекух.
Говорить — не значит выполнить
Вопрос здесь состоит в том, насколько ООН в силах хоть как-то воздействовать на стороны в этом конфликте после подписания документа. Ответ: скорее всего, никак. На самом деле по зерновой сделке всё предельно четко совсем недавно Владимир Путин объяснил Эрдогану. Тот понял, хотя ему это слышать вдвойне обиднее, чем Гутерришу.
Все здесь достаточно просто: ООН не в состоянии выполнять взятые на себе обязательства. Тем более организация не готова давать какие-то гарантии относительно выполнения условия всеми сторонами процесса. В конце концов, противник снова будет использовать сделку для снабжения Украины средствами поражения нашего флота и инфраструктуры.
"Поскольку зерновая сделка не исполнялась, то о ней речи быть не может", — считает Лекух.
Наверное, ретранслированная позиция ООН — это хорошо, мы с удовольствием выслушаем Гутерриша, но возвращения к сделке сейчас не предвидится.
Генсек под давлением
Гутерриша сейчас жмут достаточно страшно, потому что речь идет не об украинском зерне. Это зерно уже давно принадлежит американским сельскохозяйственным компаниям, которые либо арендовали, либо выкупили землю на Украине. Для них это потеря денег. Почему нас это должно волновать? Если они выполнят свою часть сделки, то процесс пойдет, а так...
Нас уже столько раз обманывали, что говорить о чем-то бессмысленно. К тому же выполнить её достаточно просто – разблокировать поставки нашего зерна, снять ограничения со страховых компаний и тому подобное. Но то, что обычно делают Запад и ООН, это сначала заключают договор, а потом настаивают на том, чтобы наша сторона его исполняла. А сама потом объясняет, почему это невозможно.
Решаемо без посредников
Для нас же существуют еще варианты по Турции, также сейчас мы активно создаем газовый и зерновой хаб с Ираном по коридору "Север – Юг", на который никто воздействовать не может. А Иран – это порты Индийского океана и доступ к нашим основным зерновым рынкам. Вариантов реализации нашего зерна много.
Зерновая сделка при посредничестве ООН осталась в прошлом. Мы вообще, в принципе, за то, чтобы не было никаких санкций и чтобы процветала международная торговля — нам есть что предложить мировым рынкам. Но, поскольку наши противники этого не хотят, делать что-то в одностороннем порядке здесь бессмысленно, о чем и говорил Владимир Владимирович. Будем решать проблемы другими способами.
Это вопросы частные и не подлежащие компетенции ООН, они вызвались быть посредниками. Эти вопросы решаются на двусторонней основе, например между Россией и Турцией. Гутерриш и ООН были гарантом зерновой сделки, не более того. Власть ООН над суверенными государствами и национальными рынками изрядно преувеличена. Они выступили гарантом, а сделка была сорвана Западом.
"То есть их гарантии не сработали, о чем они еще могут писать? Второй раз гарантировать, а потом опять "ой, не получилось", зачем нам это надо?" — задается вопросами собеседник Новороссии.
Небыстрая разморозка
Одним из важных пунктов, с которым Гутерриш обратился к России, стал вопрос содействия разморозки российских активов на Западе. Особо занятно он читается на фоне приезда в Киев госсекретаря США Энтони Блинкена, который в рамках нового пакета помощи анонсировал передачу Украине части арестованных активов россиян.
Как-то на одном ток-шоу приглашенный гость Сергей Станкевич начал рассказывать о том, что у него на Западе есть прекрасные товарищи, которые понимают наши проблемы, и с ними надо просто говорить, но пока они ничего не могут.
"В ответ на это "пока" я вспомнил фразу знакомой девушки из студенческих времен, очень уместную для такого случая: "А вы не пробовали [заниматься любовью] с импотентами?". Вот какой смысл с ними договариваться, если они ничего не могут", — справедливо отмечает спикер.
Здесь всё достаточно цинично – нас не интересуют обещания, нас интересуют конкретные действия. А то, что они могут содействовать, – прекрасно. Мы можем содействовать возвращению Аляски и Калифорнии, но если не получится, то это уже второй вопрос.
Туманные перспективы
Западу нужно понять, что существуют наши условия. Они могут где-то в нюансах меняться, но смысл предельно простой – за "стеклянные бусы" обещаний мы не принимаем, плюс вопрос компетенции. ООН уже выступила посредником по первой части зерновой сделки как гарант. Ничего не получилось. Откуда у нас может быть уверенность, что у них это получится во второй раз?
С другой стороны, мы прекрасно понимаем, откуда идет давление, – от США и зерновых компаний. Пусть в ООН надавят на Байдена и на те страны, которые нарушали гуманитарные и другие принципы соглашения. Но, к сожалению, они могут лишь надувать щеки и предлагать заведомо нереализуемые документы.
"Так они нам слона не продадут", — резюмировал Дмитрий Лекух.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО