"Женщина в белом" Уилки Коллинза – родоначальник детективных триллеров. Литобзор "Новороссии"

Пересказывали мне не эту, а другую его книгу – "Лунный камень", которую я до сих пор считаю одним из самых крутых произведений приключенческой литературы, причём не только 19-го века. В который раз помяну добрым словом старый советский кинематограф, который ближе к своему закату выпустил замечательную экранизацию "Женщины в белом" с Александром Абдуловым и Эдуардом Марцевичем (в ролях главного героя и главного злодея соответственно). В общем-то, именно из-за данной книги Уилки Коллинза считают отцом всего британского детектива. Не Честертона с его аббатом Брауном. Не Агату Кристи с её героями. И даже не Артура Конан Дойла с его Шерлоком Холмсом. Все они были уже потом. А начал всё Уилки Коллинз своим романом "Женщина в белом".

Пересказывали мне не эту, а другую его книгу – "Лунный камень", которую я до сих пор считаю одним из самых крутых произведений приключенческой литературы, причём не только 19-го века. В который раз помяну добрым словом старый советский кинематограф, который ближе к своему закату выпустил замечательную экранизацию "Женщины в белом" с Александром Абдуловым и Эдуардом Марцевичем (в ролях главного героя и главного злодея соответственно). В общем-то, именно из-за данной книги Уилки Коллинза считают отцом всего британского детектива. Не Честертона с его аббатом Брауном. Не Агату Кристи с её героями. И даже не Артура Конан Дойла с его Шерлоком Холмсом. Все они были уже потом. А начал всё Уилки Коллинз своим романом "Женщина в белом".

По прочтении могу сказать, что с полной уверенностью назвал бы его не только родоначальником классического английского детектива, но ещё и триллера. Потому что данная книга именно такова. Даже несмотря на то, что написана она очень своеобразно: она крайне нетороплива. Повествование её динамичным никак не назовёшь – оно неспешно, как всё в 19-м веке. Но с учётом этого книга захватывающая. От неё буквально не оторваться. И если её повествование уплотнить и добавить темпа, то получится шикарнейший детективный триллер даже по современным меркам.

В эту книгу втягиваешься медленно и незаметно. И вдруг понимаешь, что абсолютно захвачен событиями, которые в ней происходят. Сперва происходящее кажется тебе ну слишком неспешным. А потом ты просто перестаёшь это замечать. Ты погружаешься и уже не выныриваешь до финала. Я бы сравнил эту книгу с великаном, который очень долго замахивается, потом долго наносит удар, но уж когда бьёт – эффект получается вполне соответствующий законам физики. Сила равна массе, умноженной на ускорение.

Сам стиль написания очень мужской, буквально ярко выражено. Что особенно чётко ощущается на резком контрасте с абсолютно женским стилем только что прочитанной Шарлотты Бронте. Но при этом автор очень точно передаёт характеры персонажей, в том числе и женского пола. А в этой книге такой момент особенно важен, так как структура у неё очень своеобразная: она построена в виде рассказов разных персонажей от первого лица – своего рода, свидетельские показания участников событий. И как же хорошо автор подаёт этот момент! Он блестяще рисует личности говорящих через их рассказы. Например, мистера Ферли: ты просто физически ощущаешь рядом с собой этого омерзительного, бесхребетного, трусливого, инфантильного эгоиста, которому плевать на всех, кроме себя, и из-за похабного поведения которого всё, собственно, и происходит. Или графа Фоско, одного из двух главных злодеев романа. Ты буквально видишь эту бездну самолюбования и эгоцентризма, которым персонаж просто пышет. И полное, тотальное самооправдание. По умолчанию. Ты чувствуешь органическое отсутствие морали, которое тоже из него буквально прёт. Он совершенно искренне не понимает, что сделанное им плохо, и напоминает капризного ребёнка, отрывающего конечности жукам, просто потому, что счёл это занятным.

Сюжет начинается с того, что некий художник совершенно случайно нанимается на работу в отдалённое поместье. Ему предстоит учить рисованию живущую там барышню. И вот идёт он в это поместье пешком (так уж вышло), а по дороге случайно сталкивается с некой женщиной, одетой в белое. Дама явно чем-то взволнована, и он провожает её до кэба. Когда же она уезжает, то появляются некие люди, которые её разыскивают и утверждают, что она сбежала из сумасшедшего дома. Ну, герой – человек благородный и несклонный к сотрудничеству с правоохранительными органами. Женщину он не сдаёт и с опозданием приходит-таки в поместье. А когда на следующий день он видит свою будущую ученицу, то потрясённо понимает, что она и та женщина в белом похожи, как родные сёстры, – они практически на одно лицо. Ну, а дальше сюжет развивается крайне интересно, и будет в нём всё: роковая тайна, вероломство, колоритные злодеи, битва умов, психологическое противостояние и даже тайные общества (то ли масоны, то ли предки современной итальянской мафии, то ли те и другие вместе взятые).

И если вас не смущает большой объём (а книга весомая) и медленное развитие событий, то читать я вам её категорически рекомендую. Отличная книга. Отличный автор.

Хорошего чтения, друзья.

Текст: Павел Кухмиров

Узнавайте первыми о главных событиях Новороссии, России и мира в нашем телеграм-канале Новороссия

Новости партнеров