Жители ДНР предложили российским абитуриентам поступать в республиканские вузы. Уровень подготовки высокий


Некоторые вузы Российской Федерации проинформировали о дополнительном наборе студентов. Сообщалось также, что кое-где места остались даже на бюджете. Поэтому несколько российских вузов объявили о дополнительном зачислении первокурсников из числа тех, кто не проходил по баллам на этапе основного конкурса.

Некоторые вузы Российской Федерации проинформировали о дополнительном наборе студентов. Сообщалось также, что кое-где места остались даже на бюджете. Поэтому несколько российских вузов объявили о дополнительном зачислении первокурсников из числа тех, кто не проходил по баллам на этапе основного конкурса.

Повлияет ли данная информация на абитуриентов ДНР, как осуществляется набор в республиканские вузы и какие специальности наиболее востребованы в республике, узнавали корреспонденты ИА «Новороссия»:

Виктория, экономист, макеевчанка, 27 лет

«Я думаю, что не особенно повлияет. Дело в том, что абитуриенты имеют право подавать документы в несколько вузов. Благоразумнее всего подать документы в вуз, куда хочется поступить, и в вуз, в который можно поступить с теми баллами, которые студент может набрать. Если абитуриента зачислят в первый вуз, тот, который будущему студенту более интересен, то, соответственно, второй отпадает. Вообще, данная ситуация вполне прогнозируемая. У меня сестра в этом году поступила в наш университет на экономическую специальность. Мы знали о том, что в российских вузах недобор, но дома учиться всегда легче. И потом в нашем университете выдают дипломы российского образца. И преподавание отличное».

Светлана, учитель истории, центральная школа Ворошиловского района Донецка, 39 лет

«Дело в том, что невозможно точно предугадать, какая специальность в этом году более востребована во время нового набора. В Донецке, например, нет чёткой тенденции, она может меняться с учётом того, что происходит в республике. Сегодня на одном направлении больше студентов, в следующем году картина может быть несколько иной. То есть присутствует некоторый фактор случайности».

Виктор, преподаватель вуза, 44 года

«Вообще, абитуриентам в этом году, можно сказать, повезло, и российским в том числе. Ведь если вы не успели подать документы в основном потоке, не выбрали нужную форму обучения или направление подготовки, получили двойку и хотите пересдать экзамен, у вас есть шанс попробовать ещё раз. Но я бы хотел обратить внимание, на какие специальности есть недобор. Это гуманитарные специальности: журфак, психология, философия, юридический, географический. Это значит, что молодые люди с учётом изменений, которые происходят в мире, развития цифровых технологий, выбирают себе более, скажем так, технические специальности. Меняется картина мира, меняются устремления молодого поколения. К этому надо быть готовым. Но опять же через некоторое время всё может опять поменяться.

Что касается того, смогут ли наши абитуриенты пополнить ряды студентов российских вузов. Конечно, перспектива такая имеется, но вот воспользуются этим единицы. Потому что всё это образование платное. А стоимость, например, очного обучения на журфаке МГУ составляет 391 050 рублей в год (бакалавриат). Магистратура там же стоит 383 550 рублей в год. Здесь же образование куда дешевле. Я вообще думаю, что многие российские студенты будут ехать к нам, потому что условия хорошие, опять же цена другая, а качество обучения после аккредитации ряда вузов ДНР в РФ аналогично российскому».

Пётр, художник-оформитель, Ворошиловский район Донецка, 32 года

«По моему мнению, само высшее образование теряет свою ценность по всему миру. Возникает иная тенденция параллельно с другим восприятием мира. То, что происходит недобор в вузах (и в наших, и в российских), — закономерная тенденция. Просто с этим в РФ столкнулись впервые, а у нас это уже чаще происходит. Молодые люди идут в армию или начинают увлекаться цифровыми технологиями. Не привлекает их философия или география».

Виолетта, работник центра занятости, 34 года, Донецк

«Я считаю, недобор свидетельствует о том, что интересы молодых людей совсем другие. Они ищут реализацию в других сферах, чем те, которые предлагают вузы. Например, в ДНР у нас более 15 тысяч вакансий, притом что на учёте состоят более 8 тысяч человек. И требуются у нас не гуманитарии, а инженерные специальности (более 300 человек), водители автомобилей, трамваев и троллейбусов (более 700 человек). Не хватает врачей, учителей, бухгалтеров. Есть вакансии даже для музыкантов оркестра. Вот в этом направлении следует развиваться вузам, которые должны уметь гибко перестраивать свои программы обучения в пользу востребованных специальностей в стране».

Иван, психолог, дончанин, 53 года

«В том, что происходят дополнительные наборы в вузах, нет ничего удивительного. Потому что рынок труда непрерывно меняется, и профессии, которые были востребованы пять лет назад, сегодня могут оказаться ненужными и малооплачиваемыми. Вот сейчас, например, насколько я слышал, наиболее востребованы пиарщики, маркетологи, аналитики и программисты. Дефицитны также профессии инженеров, врачей и агрономов. По статистике, в той же РФ 85% выпускников вузов, получивших дипломы о гуманитарном образовании, сегодня не могут устроиться по специальности. Рынок труда затронули процессы глобализации, поэтому молодые люди и ищут себе профессию с оглядкой на мировые тенденции».

Оксана, работник торговли, Калининский район Донецка, 44 года

«Я как работник торговли полагаю, что это профессия одна из востребованных. Поэтому, насколько я знаю, недобора в наш торговый институт, а сейчас это Университет экономики и торговли, никогда не было. И в советское время туда было сложно поступить, и в период Украины, и сейчас спрос на торговые специальности в ДНР сохраняется».

Андрей, инженер, работник вуза, дончанин, 53 года

«В своё время Кристофер Писсаридес, нобелевский лауреат по экономике, заявил, что осталось совсем немного областей, где человека вскоре не вытеснят роботы. Это здравоохранение, образование, недвижимость, домохозяйство и персональные услуги. Мы стоим на пороге глобальной технологизации, а потому IT и робототехника затронут все сферы деятельности. Даже гуманитарные направления не смогут обойтись без основ программирования. Поэтому надо ждать появления новых профессий, именно они будут востребованы, и молодые люди это прекрасно понимают. В своё время эксперты «Сколково» вывели рейтинг новых профессий, которые уже востребованы. Там, например, имеются архитекторы, способные создавать дома с использованием энергосберегающих материалов. Даже суть работы врачей и учителей изменится. Механическую работу, отнимающую время и силы, будут выполнять программы, а у специалистов останется больше времени на получение дополнительного образования и изучение новых методик. Продолжит развиваться также сфера онлайн-обучения. В общем, то, что сейчас происходит в сфере образования, — это только первые ласточки. Общество на пороге глобальных изменений».

Иванна, дизайнер, макеевчанка, 38 лет

«По моему мнению, не все хотят иметь высшее образование, поэтому сейчас возникла проблема с недобором. Дистанционная компьютерная работа, которая многим даёт зарабатывать неплохие деньги, вообще расширила возможности для молодых людей. Они могут стать на ноги и не имея, скажем так, высшего образования. Сейчас молодые люди ищут более практические профессии, чем, скажем, философия или юриспруденция».

Антонина, работник сферы образования, дончанка, 46 лет

«Дело в том, что молодые люди просто не хотят учиться. С этим всё связано. Естественно, это опасная тенденция. Причём это происходит повсеместно, как в РФ, так и в ДНР, и по всему миру. Если посмотреть на цифры, то получается, что с каждым годом у выпускников растут баллы по тому же ЕГЭ, но при этом качество подготовки и уровень знаний остаются чрезвычайно низкими. В итоге в вузы люди приходят малознающие, слабо подготовленные, не владеющие навыками, необходимыми для нормальной учёбы. А что происходит в школах? Учащиеся практически не умеют писать, потому что в школе нет сочинений. Не умеют говорить, в лучшем случае их монолога хватает на одну-две минуты, как у Эллочки-людоедки. Не умеют конспектировать и дискутировать. Это общая проблема, и с каждым годом это нарастает».

Александр, медбрат из центра переливания крови, дончанин, 35 лет

«Я знаю, что на медицинские специальности в ДНР всегда есть конкурс, это одна из востребованных профессий. В ДНР другая проблема: наши специалисты выезжают в Россию, потому что там больше платят. Моя знакомая так уехала, она онколог, сейчас живёт в Карелии, снимает квартиру, получает около 60 тысяч рублей. Здесь она никогда бы столько не получила. Это же понятно. А по поводу недобора: наверное, неинтересны специальности, по которым идёт этот недобор».

Валентина, медсестра, Киевский район Донецка, 56 лет

«Моя специальность востребована в ДНР, у нас медсёстры работают в очень преклонном возрасте, за 80 лет, потому что имеется острая нехватка кадров в медицине. Сын у меня тоже будет медиком, он учиться в Донецком медицинском университете. Мечтает заниматься нетрадиционной медициной, его сейчас увлекает гомеопатия. В мединституте есть кафедра нетрадиционной медицины, они даже сотрудничают с Донецким ботсадом, разрабатываются программы создания препаратов на растительном сырье. В общем, сын очень доволен учёбой. Поэтому в нашем мединституте никакого недобора нет и, думаю, не будет».

Сергей, сотрудник НМ ДНР, 29 лет

«Сейчас очень актуальны военные специальности. Я думаю, что многие молодые люди с этим согласятся. Это настоящая мужская работа, и сами видите, как неспокойно в мире. А профессия защитника Отечества всегда была почётна и востребованна. Особенно это касается наших территорий. Фактически мы живём в пограничье. Первый удар также может быть по нам. По моему мнению, здесь военные профессии особенно важны».

Ольга, преподаватель вуза, 34 года, дончанка

«Чтобы вузы не пустовали, начинать надо со школы. Именно в школе молодые люди перестают хотеть учиться. У них нет мотивации к учёбе. В России с этим серьёзная проблема. Где-то смотрела статистику, и оказалось, что мотивацию к образованию имеют около 15% студентов в РФ. У нас, кстати, этот процент выше, потому что наши учащиеся более мотивированны. Мы живём практически в военных условиях, и это, знаете, как-то подстёгивает, не даёт расслабляться. А условия для получения образования в наших вузах более благоприятны. И потом учёба дома всегда лучше, чем где-то на стороне, тем более сейчас вузы выдают дипломы российского образца».

 

Подготовила Наталья Залевская

Новости партнеров