Зима не за горами, а в Донецке не восстанавливается жилье

Выжив под обстрелами ВСУ, люди опасаются остаться без окон в зиму. Они заявляют, что процесс восстановления разрушенного жилья сильно забюрократизирован и затянут.

Выжив под обстрелами ВСУ, люди опасаются остаться без окон в зиму. Они заявляют, что процесс восстановления разрушенного жилья сильно забюрократизирован и затянут.

Главное – акт составить…

Одна из самых острых проблем в ДНР связана с восстановлением разрушенного обстрелами украинских боевиков жилья. Зима уже не за горами, а многие тысячи домов по всей республике, многоэтажек и частных, продолжают пребывать в аварийном состоянии. Но самое проблемное в том, что в таких домах до сих пор продолжают жить люди. Они надеются на помощь государства, потому что больше надеяться не на кого. У кого есть возможность переехать в нормальное жилье, так и делают, но речь идет о тех, у кого такой возможности нет. И таких людей немало в ДНР.

"Деваться некуда, лучше такое жилье, чем никакого. Надеемся на государство наше родное, которое  не бросает своих", – говорит Светлана П. из Донецка, жительница  многоэтажки по улице Тренева, 3.

Еще летом дом этой женщины остался без остекления из-за массированного обстрела ВФУ (об этом читайте в статье Новороссии). Теперь жильцы полуразрушенного дома недоумевают, почему в течение более трех месяцев никто из местной администрации  не явился для составления акта разрушений.

Рядом с многоэтажным домом на Тренева, 3 расположены еще несколько домов, которые в течение нескольких часов также находились под ракетными ударами украинских нацистов в один из июньских дней. Большая часть окон в этих домах до сих пор зияет пустыми глазницами.

"Было прямое попадание в дом, снаряд застрял в лестничном пролете... В доме обрушились все стекла как с лицевой стороны, так и со двора, взрывной волной выбило оконные рамы и двери в нескольких квартирах", – рассказала одна из жительниц.

По ее словам, жильцы, как смогли, самостоятельно закрепили выбитые двери, затянули пленкой оконные проемы.

"В домах по Тренева, 3 проживают много пожилых людей, которые совсем одиноки, они не в состоянии самостоятельно приобрести стекла, ставшие дефицитным товаром в ДНР из-за обстрелов. До зимы осталось два месяца, и как мы перезимуем, никто не знает", – высказал свои опасения один из жильцов дома.

Мужчина добавил, что нескольким семьям удалось приобрести дефицитные стеклопакеты, и они уже вставили окна, остальные смогли раскошелиться только на пленку.

Это дело небыстрое

Категория "разрушенцев" на сегодняшний день одна из самых многочисленных в ДНР.

"Я, как сейчас говорят, разрушенка, в мой дом попал украинский снаряд… - рассказывает Виктория В., жительница одного из микрорайонов прифронтовой Ясиноватой. – Недавно к нам приезжали из администрации, обсуждали, когда начнут выдавать квартиры тем, кто совсем остался без жилья. Это обнадеживает, мы очень надеемся, что наше положение наконец-то изменится к лучшему", – добавляет женщина.

Однако в этом деле имеется ряд сложностей. В республике, например, нет жилищного фонда, есть проблемы с инвентаризацией заброшенного жилья, до сих пор не ясно, каким категориям граждан  в первую очередь надо выдавать новые квартиры: разрушенцам, военнослужащим или молодым специалистам. Одно время велись разговоры по созданию так называемого маневренного жилого фонда. Сообщалось, что в рамках этой программы подобраны недостроенные многоэтажки в Донецке, Макеевке, Горловке, Шахтерске, Углегорске и Старобешево.

В ДНР программа восстановления жилья, пострадавшего в результате проведения боевых действий, стала действовать только к 2016 году. Тогда же было разработано несколько этапов, появился некий алгоритм помощи разрушенцам из многоквартирных домов и частного сектора.

Какие шаги должен предпринять разрушенец, чтобы реализовать свое право на восстановление жилья, ИА Новороссия рассказала Кристина М., проживающая на улице Засядько в обстреливаемом Киевском районе Донецка.

"Надо сначала обратиться в ЖЭК, который, в свою очередь, обращается в администрацию района. Затем приходит комиссия для оценки всего жилого дома, а не только личной квартиры. Составляется акт оценки объемов разрушенного, который передается в Минстрой. Потом надо ждать, пока в министерстве сформируют перечень домов для восстановления, согласовывается очередность. Дело небыстрое. Мы ждали, когда до нас дойдет очередь, чтобы отремонтировали фасад и поставили пластиковые окна. Все сделали, хоть и пришлось пообивать пороги. Вот только крыша как текла, так и течет", – добавляет женщина.

Она рассказывает, что ее родственнице в этом отношении совсем не повезло. Разрушенный после попадания снаряда дом по улице Буслаева, 35 был признан комиссией годным для жилья.

"В доме поставили пластиковые окна, провели внешний косметический ремонт. Фактически навели глянец, на этом все работы закончились", - рассказывает Кристина.

Аналогичная история у Светланы С., проживавшей в доме № 68 по Киевскому проспекту. По словам женщины, этот дом одним из первых попал под обстрел ВСУ, в результате все жильцы покинули полуразрушенное строение.

"И каково же было наше удивление, когда в доме поставили пластиковые окна и покрыли крышу, почему-то забыв при этом включить свет и газ. Когда доведут ремонт до конца – неизвестно", –  добавляет дончанка.

Деньги выделяют, но дело затягивается из-за волокиты

Несколько респондентов ИА Новороссия уверены, что ремонты делаются, потому что поступают средства из России, но при этом восстановление ведется крайне медленно и несогласованно.

"Я сам читал, и сообщалось по ТВ, что в ДНР на восстановление и капремонт жилья выделяют огромную сумму. Называли где-то 322 млн рублей, большие деньги. Они в первую очередь идут  на ремонты школ, детских садов, училищ. Многоэтажки и дома частного сектора ремонтируют, наверное, по остаточному принципу", – отметил один из дончан.

Действительно, на программу восстановления выделяется, по словам одного подрядчика, значительное финансирование. Затем подрядчик распределяет объекты, которые нужно восстановить среди строительных организаций. При этом устанавливается жесткий контроль за качеством выполнения работ и расходом материалов. Больше всего времени уходит на оформление документов.

"Отчитываешься буквально за каждый гвоздь. Приходится оформлять много бумаг - и все в трех экземплярах. Чтобы обосновать замену одного окна, я, например, должен предоставить заказчику минимум три фотографии повреждений", - признался один строитель, задействованный на восстановлении жилья.

Сильно затягивают процесс восстановления жилья бюрократические процедуры, бумажная волокита. Людям, которые ждут, пока их жилье отремонтируют или вселят в новое, трудно объяснить пробуксовывание процесса восстановления. И понять их можно.

"Жить из года в год в полуразрушенном доме, постоянно думая, когда это закончится, – это просто наказание", –  заявила одна из разрушенок.

Женщина посоветовала чиновникам, ответственным за дело восстановления жилья, проявлять большую активность, учитывая сложности военного времени и скорое наступление холодов, а также согласовывать свои действия с подрядчиками.

В последнее время у дончан, жилье которых подверглось разрушениям из-за обстрелов ВФУ, зажегся огонек надежды, что они услышаны на самом высоком уровне. Глава республики Денис Пушилин отметил, что темпы выплат компенсаций за разрушенное жилье и имущество в ДНР остаются крайне низкими.

"… недопустимы темпы выплат компенсаций за утраченное или поврежденное жилье, а также за утраченное имущество первой необходимости лицам, пострадавшим в результате боевых действий…" - сказал глава республики и подтвердил, что ожидает  кардинальных изменений на этом направлении. Такое заявление, по мнению опрошенных дончан, радует и обнадеживает.

Сообщается, что в настоящее время за указанным видом поддержки уже обратились 11 772 человека.

Автор: Наталья Залевская

Новости партнеров