Зрадоперемога Нафтогаза
Нафтогаз Украины отчитался об оглушительной победе над Газпромом в Арбитражном институте торговой палаты Стокгольма — выиграл кучу денег. Точнее, увернулся и не проиграл: «Нафтогаз оценивает общий положительный эффект решений арбитража более чем в 75 млрд долларов за весь срок действия контрак
Нафтогаз Украины отчитался об оглушительной победе над Газпромом в Арбитражном институте торговой палаты Стокгольма — выиграл кучу денег. Точнее, увернулся и не проиграл: «Нафтогаз оценивает общий положительный эффект решений арбитража более чем в 75 млрд долларов за весь срок действия контракта на поставку газа», — сказано на сайте украинского нефтегазового гиганта.
В общем, разорили украинцы Газпром, как и обещали. Теперь ему веками платить и каяться.
Правда, в следующем сообщении содержится загадочный абзац: «Арбитражный суд полностью отклонил исковые требования Газпрома на сумму 56 млрд долларов по положению «бери или плати» (которое устанавливает обязательство оплачивать неотобранные объемы газа) за период с 2009 по 2017 гг. Помимо этого, Нафтогаз успешно отстоял требование сократить в будущем годовые контрактные объемы поставок более чем в десять раз — до 5 млрд куб. м газа».
Это ж надо так изловчиться. Как говорится, снимаю шляпу. А если кто не понял, в чем именно перемога, то я объясню.
На самом деле, изначально было понятно, что 56 млрд долларов за невыбранный газ стрясти не удастся. По той простой причине, что раньше мы таких претензий не предъявляли, а значит требование это политическое. Что правда.
Однако принцип «бери или плати» все-таки сохранен, но в меньшем объеме и только на будущее. Нафтогаз сам об этом пишет, правда, витиевато. Процитирую еще раз, выделив важное, но мало заметное указание: суд «отклонил исковые требования Газпрома на сумму 56 млрд долларов по положению «бери или плати» (которое устанавливает обязательство оплачивать неотобранные объемы газа) за период с 2009 по 2017 гг.»
Спецы из пресс-службы Нафтогаза таким образом пытаются скрыть, что принцип «бери или плати» на 2018 — 2019 гг., то есть, на весь оставшийся период действия контракта, сохраняется.
Что ж в этом страшного, спросите вы, если вот уже два года Украина вообще не закупает газ в России? И правда, сразу после объявления Нафтогазом победы над Газпромом Петр Порошенко в очередной раз отрапортовал в своем Твиттере: «Сегодня сделан великий вклад в обеспечение энергетической безопасности нашего государства. Это победа — историческая. Украина соскочила с газового крючка и добилась настоящей энергетической независимости».
Должен разочаровать укропрезидента, который, видимо, читал пресс-релиз Нафтогаза в своем обычном состоянии — то ли по диагонали, то ли зигзагами, а потому пропустил важные нюансы. Есть, есть подвох. 5 млрд кубометров, которые Стокгольмский арбитраж предписал закупать ежегодно у Газпрома, свидетельствуют ровно об обратном: подлые шведы накрыли нэньку сачком, после чего жестко, со скрежетом опять насадили на российский газовый крючок, как бабочку в гербарии. Причем, живьем. Можно, конечно, потрепыхать жовто-блакитными крылышками, создавая перед свидомой публикой видимость свободного полета, но толку от этих телодвижений никакого.
Обратите внимание: я делаю собственные выводы, анализируя исключительно украинские источники. Газпром до сих пор ничего на своем официальном сайте не сообщил, по лентам прошли только скупые комментарии. Да и Арбитражный суд Торговой палаты Стокгольма решение не вывесил.
Так что пока констатируем следующее: Нафтогаз должен Газпрому 2,018 млрд долларов.
В этом месте я опять снимаю шляпу — укровласти умело подкинули свидомой публике жвачку в виде 75 млрд долларов потенциальных потерь, которых удалось мастерски избежать. И теперь реальный долг съежился чуть ли не до размера карманных расходов среднестатистического украинца.
Между прочим, сработало: среднестатистические украинцы отлично жуют жвачку уже третий день, удовлетворенно почавкивая. Радуются. Онижедети, одно слово.
Оплатить долг Нафтогаз должен как можно быстрее — за каждый день просрочки набегает 0,03 процента. А это 605,4 тыс. долларов в день. Но об этом на сайте Нафтогаза не сказано — берегут нервы победителей Майдана. Правда, нехотя и очень осторожно признают, что «есть позитивная разница в пользу Газпрома».
Разумеется, платить Украина не хочет. И обычно в таких ситуациях истцу приходится годами выбивать у ответчика деньги, арестовывая по всему миру его собственность. Как, например, пришлось поступить итальянской IUGas, которая тоже выиграла спор у Украины на 21 млн долларов в том же Стокгольмском арбитраже еще в 2012 году. Только через пять лет, буквально на днях суд Словакии, изучив вердикт шведских коллег, принял решение в пользу итальянцев и в качестве обеспечительной меры арестовал купленный украинской стороной газ.
Но в нашем случае все может случиться если не быстрее, то гораздо драматичнее. И вот почему.
Нафтогаз обязан в следующем году или купить у Газпрома 5 млрд кубометров газа, или, если москальский газ Украине не нужен, просто перевести деньги за этот объем на счета Газпрома. Как я говорил выше, так написано в сообщении самого Нафтогаза, если уловить суть, продравшись через фанфары и частокол словесной шелухи. Поэтому продолжаем скрупулезно подсчитывать стоимость исторической перемоги, как выразился игриво настроенный Петр Порошенко.
Спрогнозировать, что будет происходить дальше, довольно легко — события будут развиваться по двум возможным вариантам.
Вариант 1: Украина подчиняется вердикту и покупает у России в 2018 и 2019 гг. по 5 млрд кубометров газа.
Вроде бы все говорит за то, что именно так и случится. «Нафтогаз приложит максимальные усилия для добросовестного выполнения решений Арбитражного суда», — процитировала пресс-служба обещание главного коммерческого директора компании Юрия Витренко. Видимо, на момент составления пресс-релиза он еще не понял, что произошло, и просто дежурно расписался в любви к евроценностям, в число которых входит уважение к судам.
Ибо если Украина действительно «приложит усилия для добросовестного выполнения решений Арбитражного суда», то ей придется в следующем году купить у нас газ. Уже догадываетесь, что произойдет? Правильно, первые же поступившие на счет Газпрома сотни миллионов долларов российский газовый монополист через районный суд арестует и зачтет у себя как погашение долга и набежавшую к тому моменту пеню. И ни одна международная инстанция его за это не осудит.
После чего вновь приведет в боевую готовность удачно сработавшую мышеловку и, позевывая, будет ждать следующего транша от украинских партнеров. И так каждый раз, пока Украина не вернет весь долг.
Может, механизм другой, я не настаиваю именно на этом, но то, что, в отличие от итальянских потерпевших, нам не придется бегать по странам и континентам в поисках украинской собственности, очевидно. По первому варианту Нафтогаз сам, без понуканий выплатит Газпрому все, что задолжал, в строгом соответствии с решением Стокгольмского арбитража.
Вариант 2: Украина не подчиняется вердикту, не отдает долг и не покупает газ в России, несмотря на обещание.
В этом случае только за 2018 год за каждый день просрочки набежит пеня по основному долгу в размере 605,4 х 250 (примерно столько банковских дней в году) = 151,4 млн долларов.
Но это только начало. Ибо уже в январе 2019 года Газпром опять подаст иск в Арбитражный институт торговой палаты Стокгольма, в котором потребует заставить Нафтогаз заплатить за непоставленные, но зарезервированные по решению этого же суда 5 млрд кубометров газа. При цене 150 долларов за тысячу кубометров, как сегодня, получится где-то 750 млн долларов.
Как вы думаете, на чью сторону встанут шведские арбитры, когда вдруг узнают, что их вердикт нэнька нахально проигнорировала? Ответ очевиден: общий долг перед Газпромом к концу 2018 года составит 2,75 млрд долларов, а к пене в 600 тыс. долларов в день прибавится еще примерно 200 тысяч, итого больше 200 млн долларов в год.
Если же Украина будет упираться и не купит газ у России и в следующем, 2019 году, в Стокгольм опять поступит иск. И он опять будет удовлетворен, потому что шведские арбитры отменять собственные решения ради гордой, но нищей и наглой нэньки, как мы уже понимаем, не станут. Слезы и вопли о российской агрессии не помогут.
Получается такая перемога: после окончания действия контракта (2019 г.) нэнька останется должна Газпрому 3,5 млрд долларов плюс 350 млн долларов пени за 2018 и 2019 гг. А начиная с 2020-го — еще и 250 млн долларов пени за каждый год просрочки платежа. То есть, по миллиарду каждые четыре года, не считая основного долга. С понедельника счетчик начнет свой неумолимый бег по кругу.
В общем, сбылась давняя мечта свидомых патриотов: Украина подала иск на Россию в Стокгольмский арбитраж, чем угрожала много лет, и выиграла. Меч возмездия против злых москалей, Путина и Газпрома, если верить сайту Нафтогаза, не подкачал. И поэтому теперь европейская нация долгие годы будет платить нам просто так, ничего не получая взамен.
Я бы назвал эти будущие платежи налогом на беспросветную глупость. Впрочем, возможно, это слишком строго. Возможно, правильнее ободряюще похлопать по плечу и сказать что-то банальное, типа: «На ошибках учимся». Хотя, если до конца откровенно, определение «беспросветная глупость» в отношении братьев наших меньших уместнее.
Ведь раньше как было? Вокруг Стокгольмского арбитража долгие годы ломались копья на популярных свидомых форумах и в блогах. Укрокомментаторы, не жалея эмоций и клавиатуру, доказывали москалям свою правду, выдвига самые экзотические аргументы. И всегда побеждали Газпром в неравном бою. Потому что нет силы, способной противостоять настоящим патриотам, чувствующим за спиной поддержку всего цивилизованного мира.
Время жарких виртуальных споров, однако, осталось в далеком прошлом, европейская нация в очередной раз за последние несколько лет столкнулась с суровой правдой жизни. Хотя пока этого и не поняла по естественным причинам. Скоро суммы долгов и штрафов будут освящены не победными реляциями укровластей и авторитетным мнением свидомых патриотов, а тремя вердиктами Стокгольмского арбитража. Того самого, справедливого и неподкупного.
Первый уже вынесен. Дождемся и остальных — нам спешить некуда.
Нас устраивают любой из двух приведенных выше вариантов. Впрочем, второй все же лучше, потому что есть вишенка на торте: 10 млрд кубометров газа останутся в России и будут проданы вменяемым покупателям. То есть, тем, у кого есть деньги.
Какой выберет Украина — ее дело. Но для нэньки, конечно, — оба хуже. Потому что в любом случае придется платить, и платить много. И если б не блискучая перемога, то настроение от осознания этой неизбежности, полагаю, у уникальной нации испортилось бы основательно.
А так — никто ничего и не заметил. Продолжают друг друга поздравлять. Легко все же управлять населением, которое не понимает половины из того, что читает, и верит всему, что ему говорят по телевизору.
Согласитесь, неплохой бизнес получился у Газпрома с этим клиентом. Где еще он найдет таких хитрых лохов, которые неистово радуются каждому своему проигрышу в суде, превращая оглушительную зраду в не менее оглушительную перемогу?
Короче, да здравствует Стокгольмский арбитраж, самый гуманный суд в мире.
Источник: pavel-shipilin.livejournal
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции